Микк Салу: Эстонии вряд ли выбраться из очередного допингового капкана

Микк Салу
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Микк Салу
Микк Салу Фото: Pm

Способен ли ЭОК или Союз легкой атлетики провести расследование очередного допинг-скандала, задается вопросом журналист Рostimees Микк Салу.
 

В свете начавшейся недавно с публикации в Eesti Päevaleht истории с допингом стоило бы вспомнить опыт других стран, свидетельствующий о том, как там ведется расследование допинг-скандалов.

Финляндия это, США, Германия или Франция, идет ли речь о лыжах, легкой атлетике или велоспорте, все эти случаи имеют некоторые общие черты

Во-первых, при расследовании большинства крупных допинговых скандалов добраться до сути дела удавалось лишь тогда, когда им занимались силовые структуры: полиция, прокуратура или таможня.

Взять хотя бы длившуюся последние год-другой историю семикратного победителя Tour de France Лэнса Армстронга (ныне лишенного своих чемпионских званий).

Хотя разные журналисты и источники (например, другие велогонщики) и ранее обвиняли Армстронга, все это не имело никакого продолжения, а в худшем случае оборачивалось для журналистов весьма накладными судебными процессами. И только когда за дело взялось Федеральное бюро расследований, дело сдвинулось с мертвой
точки.

При этом интерес ФБР отнюдь не сводился к доказательству употребления Армст­ронгом допинга, скорее речь шла об ответе на вопрос, использовались ли государственные средства в незаконных целях. (Пояснение: главным спонсором велогоночной команды Армстронга была государственная почтовая служба США, и ФБР интересовало, покупались ли на средства почтовой службы допинговые препараты.)

В какой-то момент ФБР передало собранную им информацию по делу антидопинговому агентству США (обратите внимание, агентству, а не, скажем, федерации велоспорта США, которая также хотела получить эту информацию), и далее уже началось оформление дела.

Почему расследование допинговых дел происходит именно так, для этого есть свои причины. Ведь у спортивных союзов нет таких возможностей, да и мотивов. Руководители какого-нибудь вида спорта не способны, да и права не имеют использовать такие же приемы, как, например, полиция или прокуратура.

С другой стороны, зачас­тую они и не заинтересованы в получении доказательств. Проще дело замять, объявить свидетеля ненадежным (с ходу признать Виталия Бернацкого шарлатаном) или сказать, что все это давно уже в прошлом, зачем его ворошить.

Причиной может стать нежелание ронять тень на репутацию своего вида спорта или в худшем случае (как показывают результаты расследований допинговых скандалов в других странах) имеет место молчаливая осведомленность руководства или даже его причастность к культуре допинга.

Скандал с Веэрпалу свидетельствует о том же. Реакцией союза лыжного спорта было не стремление установить истину, а сокрытие обстоятельств и откровенная ложь. Поэтому не стоит питать иллюзий по поводу расследований обвинений Бернацкого.

Способен ли Эстонский олимпийский комитет или Союз легкой атлетики провести качественное расследование и есть ли у них желание добраться до сути дела и установить истину? Сердце говорит — хотелось бы надеяться, разум подсказывает — вряд ли.

Комментарии
Copy
Наверх