Популярный певец Яак Йоала предпочел уединение в лесной глуши

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Живая легенда: певец Яак Йоала.
Живая легенда: певец Яак Йоала. Фото: Пеэтер Ланговитс

Популярный певец Яак Йоала, которому 26 июня исполняется 60 лет, прячется от общественности в лесу. В гости к нему могут ездить лишь несколько близких друзей и его ученики.


Это было бы злоупотребление доверием, говорит его ученик Койт Тооме, отказываясь давать какую-либо информацию о Йоала. Людей, с которыми популярный певец близко общается, очень мало. Отчасти это его бывшие ученики, которых он, как своих детей, всегда ждет в гости и на чьи телефонные звонки всегда отвечает. Но некоторые близкие друзья с музыкой не связаны.

Желание Яака Йоала жить уединенно очень глубокое и очень личное. Но это совсем не значит, что публику его судьба не интересует.

Врожденная музыкальность
Первая группа, в составе которой Яак Йоала стал известен в 1960-х годах, был ансамбль Kristallid. «Мы учились с Яаком в одной музыкальной школе, в ансамбль Kristallid его пригласил однокурсник, саксофонист Мати Тибар», — сказал член ансамбля Олав Эхала.

Участников ансамбля K­ri­stallid поразила жизнерадостность, музыкальность и многогранность молодого Йоала. Репертуар ансамбля пополнялся в основном за счет услышанных по радио песен, их нотная запись была возложена на Эхала.

«Но если случалось, что я не мог разобраться с какой-то музыкальной фразой, то именно Йоала мне ее насвистывал, — сказал композитор, который, впрочем, опровергает утверждения об абсолютном музыкальном слухе певца. — Просто у него отличная восприимчивость».

Многогранность Яака заключалась в том, что от игры на флейте он плавно перешел к пению и с такой же легкостью заиграл на бас-гитаре. Эхала говорит, что в таком ансамбле, каким был K­ristallid, он мог делать что угодно — все равно он был талантливее и лучше всех.

«Он пел англоязычные песни и много разъезжал по Эстонии», — вспоминает Реэт Линна, которая часто подпевала Яаку, а как-то раз они даже выступили дуэтом. Когда Реэт и Иво Линна еще жили вместе, Йоала был другом их семьи.

«Он был теплым и очень приятным человеком, особенно если умеешь настроиться с ним на одну волну. Когда они по телевизионным делам ездили в Финляндию, то вместе искали темный шоколад, который Йоала очень нравился», — говорит она.

«Яак мог прийти в студию, спеть прямо с нотного листа и тут же забыть песню, — рассказывает много лет проработавший режиссером музыкальных передач Эстонского телевидения Лео Карпин. — Как-то сидим мы в кафе Дома радио и слышим, как по радио транслируют исполняемую им песню, но по его лицу я вижу, что он не помнит ее. Это был суперартист. Мог сделать буквально все, о чем его просили».

Певица Хейди Тамме, с которой Йоала много раз выступал дуэтом, говорит о нем только добрые слова. По характеру он был скромным, лиричным и душевным человеком. «Редкие качества для певца. Наш профессор говорил, что мы не можем всегда быть мягкими и добрыми людьми», — вспоминает Тамме.

«Яак казался довольно замкнутым, к себе близко не подпускал, но был уравновешенным, — считает Карпин. — Я только один раз видел его очень нервозным. Это было в 1993 году в Любляне, когда Эстония в лице Яники Силламаа впервые участвовала в конкурсе «Евровидение».

В фойе гостиницы мы увидели злого и нервного Яака. Он узнал, что часть фонограммы можно было записать заранее, и бывшие юго­славские республики так и сделали. Тогда мы поняли, что эти государства будут давать очки друг другу. А мы наивно думали, что на этом соревновании важна исключительно музыка».

Kaрпин рассказал еще об одной ситуации, когда обычно уравновешенный Йоала вышел из себя, наорал на музыкантов и прямо в присутствии Карпина уволил своего менеджера. Тогда это было связано с записью песен. «Музыкальный результат для него был важнее всего», — добавил режиссер.

Потом Карпин вспомнил еще один случай, когда Йоала повел себя необычно. Во время съемок фильма «Двойники» в гостинице Sport певец вдруг объявил, что он на некоторое время уходит.
«Это был настоящий шок для меня и всей съемочной группы, мы от удивления разинули рты, — рассказал Карпин. — Через пару часов он вернулся, но не один. С ним была девушка из хора Тыну Кальюсте по имени Майре. Его будущая супруга», — рассказал Карпин.

По его словам, с первой женой Дорис Яак познакомился на съемках фильма «Дуэт-дуэль», который снимал он. «Я распорядился, чтобы нашли красивых девушек с длинными волосами. Они пошли в город и нашли. Одной из них и была Дорис. Ее можно увидеть в этом фильме».
Сына Йоала Янара Карпин в последний раз видел очень давно, когда парнишке было только семь лет.

На вершине славы
«Я бы не сказала, что слава ударила ему в голову, — говорит Реэт Линна о времени, когда на одной шестой части суши не было человека, не знавшего о Яаке Йоале. — Хотя иногда бывало, что в определенном смысле он чувствовал себя настоящим пупом Земли».

По словам Олава Эхала, на вершине славы Йоала обладал большим влиянием в Москве. Например, для него не было проблемой разместить Камерный хор Эстонской филармонии в предназначенной только для иностранцев московской гостинице «Космос».

«Поскольку моя жена остановилась в той же гостинице, где и Камерный хор, Йоала позвал туда и меня, — вспоминал Эхала. — Приезжаю, смотрю — под знаком «Остановка запрещена» стоят жигули Яака Йоалы. Подхожу к дверям гостиницы, где он стоит, и говорю, что его машина под знаком и милиционер рядом. А Яак отвечает: «Милиция ее сторожит, поскольку дверь в машине не запирается».

Певица Анне Вески до сих пор благодарна Яаку Йоале за то, что тот познакомил ее с русским композитором Виктором Резниковым, который в 1980-х годах создавал новое направление в поп-музыке. «Он щедро делился с эстонскими певцами хорошими композиторами.

Особенно в то время, когда их было мало», — с благодарностью к Йоале сказала Вески. Она вспомнила общий финско-эстонский концерт «Sävelsilta», когда Йоала сел за рояль и начал петь: «Мой дом не окружают эти дикие горы...», и все женщины в зале, в том числе и сама Вески, заплакали.

Певице вспомнилось также совместное участие в днях культуры в братских советских республиках. «Мы вместе были в Казахстане. Он был тогда очень большой звездой, а мы с Тынисом Мяги, по сравнению с ним, просто звезды, — рассказала Вески. — Все пожелания Йоалы моментально исполнялись.

Помню, он немного капризничал, и все носились вокруг него, чтобы эти капризы исполнить. Но не мое дело рассказывать о том, что там случилось. Да, он иногда вытворял такое. Но его все очень любили и всюду очень ждали. Его звезда на эстрадном небосводе до сих пор держится крепко!»

Олав Эхала, который в последний раз говорил с Йоалой по телефону пару лет назад, сожалеет, что тот прервал свою карьеру певца и преподавателя и решил уйти в тень. «Но это его решение, и его надо уважать», — считает он.

Обижен на эстонцев?
Эхала вспомнил, что в последнем телефонном разговоре Йоала отказывался переиздавать пластинки со своими записями. «Оказалось, дело не в том, что он не хочет этого, а в том, кто это будет делать, — вспоминает Эхала. — На его пластинке есть несколько моих старых песен, и он сказал мне прямо: если ее переиздашь ты, я не имею ничего против, но я не хочу, чтобы кто-то обогащался на моих песнях. Тогда я предложил ему переиздать свои песни самому, и он ответил, что, наверное, когда-нибудь это сделает».

Эхала рассказал, что, по крайней мере, одно исключение Йоала уже сделал. На альбоме-сборнике Кустаса Кикерпуу была и его песня, но переиздававшая пластинку фирма пообещала, что финансово поддержит семью покойного композитора.

«Месяц назад мне звонил один финский менеджер и расспрашивал о Яаке Йоале, но я ничего не мог ему рассказать, — говорит Лео Карпин, полагающий, что одной из причин ухода певца из общественной жизни может быть обида на эстонское государство или на эстонский народ. — Бог ты мой! Его же называли «кремлевским соловьем»! Рынок есть рынок!

Рядом есть государство, которое в сто раз больше и в котором публика идет на тебя, плюс деньги, которые можно зработать. Значит, его выбор был правильным! Причем Яак Йоала, в отличие, скажем, от Иосифа Кобзона, никогда не пел никаких патриотических песен. Его сферой была любовная лирика».

«То, что в Эстонии его называли «кремлевским соловьем», было очень некрасиво, — считает Хейди Тамме. — Напротив, мы должны были гордиться тем, что он нас представляет. Но у Яака такой характер: если его обидели, то с ним лучше не ругаться, поскольку он тут же замыкается».

Насколько известно Реэт Линна, после перенесенного несколько лет назад инфаркта Йоала полностью оправился и теперь тихо живет в уединении. «Я думаю, он так много общался с людьми, что теперь ему все равно, что происходит вокруг. На него же так много гавкали, над ним подтрунивали, выясняли с ним отношения! Но он не должен так жестко запрещать переиздавать свои пластинки, ему надо снять запрет!»

«Да, его пластинки будут переизданы!» — уверена Анне Вески.
В последнее время Йоала много общался с директором Таллиннского певческого поля Рихо Рыымусом, который характеризует сегодняшнего Йоалу как человека с очень своеобразным мировоззрением.

«Мир его мыслей интеллигентен и огромен, — поясняет Рыымус. — Он безумно много читает, да и Интернет у него работает постоянно. Он в курсе новинок мировой, российской и эстонской современной музыки, хотя и не хочет говорить об этом открыто».

Литература, которую читает Йоала, по словам Рыымуса, связана с тем, что происходит на планете — от экологических проблем до вселенского равновесия.
«Вплоть до апокалиптической литературы. Мы с ним много говорили о разных теориях конца света, — заметил Рыымус. — Йоала верит, что человек должен жить на природе так, чтобы есть и потреблять лишь то, что можно найти в радиусе 10-100 километров.

Он знаком с популярными теориями заговора, которые касаются отношений между странами, с политическими проблемами, теориями зарождения вселенной, теорией большого взрыва и т.п. Его интересует всевозможная изотерика, пространство различных измерений».

Рыымус не знает, чем объяснить такие интересы Йоала. Может, они достались ему от отца, покойного народного врачевателя Аво Йоала, а может, идут из прежней его жизни, когда ему приходилось давать до семи концертов в день.

«Яак понимает, что даже самый супербольшой концерт на стадионе, по сравнению с глобальными проблемами человечества, — ерунда».

Как человек Йоала чрезвычайно откровенный и добрый, уверяет Рыымус. И добавляет, что в гостях у Йоалы он впервые в жизни ел сырую несоленую лососину, приправленную соусом для суши.

Но от курения Йоала не отказался. «Чадит, как паровоз», — говорит Рыымус.

Яак Йоала

·    Родился 26 июня 1950 года.
·    Один из самых популярных артистов в СССР на рубеже
1970-1980-х годов.
·    В 1970 году выиграл Республиканский конкурс комсомольской песни, год спустя — конкурс молодых эстрадных певцов. Специальный приз жюри на международном конкурсе песни в Сопоте в 1975 году.
·    Сотрудничал с крупнейшими советскими эстрадными композиторами — Давидом Тухмановым, Александром Зацепиным, Раймондом Паулсом и др.
·    Виртуозно владел различными музыкальными инструментами (фортепиано, флейта, гитара, ударные) и иногда сам исполнял инструментальные партии на записях собственных песен.
·    С 1988 года покинул советскую сцену, а в середине
1990-х практически прекратил концертные выступления.
·    3 февраля 2010 года канцелярия президента Эстонии сообщила о решении наградить музыканта орденом Белой звезды IV класса. 

Комментарий

Хейди Тамме,
певица 

На концерте в честь юбилея Яака Йоалы некоторые певцы исполняли его песни. Это абсурдная идея. Эксплуатировать его репертуар и продавать, утверждая при этом, что теперь мы поем твои песни и заодно поздравляем тебя... Все равно не каждый сможет исполнить их так, как их хочет услышать народ. Дразнить публику — опасное дело. У народа музыкальная память, он хочет слышать его самого. Если Йоала по какой-то причине не пришел, пустите его записи по радио!
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх