Где вы, семейные врачи?

Ханнели Руди
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Семейный врач Анне-Лии Норманн хотела уйти на пенсию еще в конце прошлого года. Но поскольку конкурс на открывшуюся вакансию провалился, она продолжает лечить жителей Тамсалу.
Семейный врач Анне-Лии Норманн хотела уйти на пенсию еще в конце прошлого года. Но поскольку конкурс на открывшуюся вакансию провалился, она продолжает лечить жителей Тамсалу. Фото: Сандер Ильвест

Значительная часть семейных врачей в Эстонии уже являются пенсионерами или вот-вот достигнут пенсионного возраста, поэтому в ближайшие годы ситуация может стать критической. По словам Анне-Лии Норманн (70), семейного врача из Тамсалу (Ляэне-Вирумаа), существовавшая некогда система распределения молодых специалистов могла бы помочь решить проблему.

Почему вы передумали и решили продолжить работать, хотя заранее сообщили о своем желании выйти на пенсию?

Вместе с моей коллегой мы еще год назад решили, что в конце года выйдем на пенсию, и Департамент здоровья объявил конкурс на замещение вакантных должностей. Все это время мы не теряли надежду, что кто-то все-таки появится, но нет. Прийти к нам на работу согласился проходивший специализацию по внутренним болезням врач-резидент, поскольку он живет в Раквере.

Моя коллега не изменила своего решения и вышла на пенсию, а я решила остаться, поскольку врач-резидент не может работать один. Если бы я не приняла такого решения, пришлось бы закрыть центр семейных врачей, наши

медсестры остались бы без работы, а больные без медицинской помощи. Но врач-резидент проработает у нас до конца августа, и мы вновь окажемся в безвыходной ситуации.

Вам 70 лет, как долго вы планируете работать?

До тех пор, пока не случится чудо, и я смогу уйти. Вообще, хотелось бы уже отдохнуть. Скорее всего, этот год я отработаю, но что будет дальше, не представляю. Наверное, Департаменту здоровья придется искать нового человека.

Почему медики не хотят работать семейными врачами? Ведь это проблема не только Тамсалу, это и беда крупных городов.

В больших городах нехватка семейных врачей ощущается не столь остро, там больше врачей, есть возможность проконсультироваться с врачами-специалистами, а здесь молодой врач один. Он, конечно, может позвонить и посоветоваться, но второго врача, который мог бы посмотреть пациента, здесь просто нет. Молодой специалист после университета не имеет практики, он просто боится работать в одиночку.

Вторая проблема состоит в том, что к семейным врачам предъявляются определенные требования относительно аппаратуры и помещений. Ни у одного выпускника университета нет ни того, ни другого. На что он купит аппаратуру и арендует помещения? У нас помещения принадлежат волости, но всю мебель и аппаратуру мы заработали своим трудом. Понятно, что ни один врач, выходя на пенсию, не хотел бы просто так дарить их. А на какие деньги молодой врач их купит?

Может ли небольшая волость собственными усилиями привлечь на работу врача или этим должен заниматься кто-то другой?

Конечно, может, хотя это зависит, в том числе, от ее финансового положения. Но если бы волость оказывала более существенную поддержку, скажем, с арендой, коммунальными расходами, предоставляла льготные условия, то врачи обязательно приезжали бы.

У нас не забытый богом угол, имеется прекрасное сообщение с Таллинном и Тарту, особенно теперь, когда в ходу поезда Elron. У нас есть свой детский сад, школа, спортбаза, спортивные сооружения. Вот только работы нет, как и в других небольших поселках. Если приедет супружеская пара, то второй половине будет трудно найти здесь работу.

Если вы откажетесь работать, то где люди смогут найти другого семейного врача?

Ближе всего Вяйке-Маарья, до него десять километров, до Тапа 15, до Раквере 30, но и там работают в основном немолодые врачи, им тоже предстоит выход на пенсию. Списки пациентов у тех врачей, которые остаются, переполнены, им сложно принимать новых пациентов.

В чем в свое время были допущены ошибки, приведшие к тому, что большинство семейных врачей уже достигли или вскоре достигнут пенсионного возраста, а смены нет?

Нынешнюю систему нельзя назвать хорошей для семейных врачей. Нас заставили стать предпринимателями – словно котят кинули в воду. Мы семь лет изучали медицину и понятия не имеем о бухгалтерии. Когда мы были участковыми врачами, финансовой стороной дела занималась Раквереская больница. И вдруг нас поставили перед необходимостью делать все самим, в том числе заниматься бухгалтерией, если нет возможности нанять бухгалтера. Но молодежь не хочет этим заниматься. По сути, если сам этим занимаешься, получается еще один рабочий день.

В небольшом населенном пункте врач получает прекрасную практику…

Это верно, особенно если он хочет ее получить. Но большей частью семейные врачи выбирают большие города. Молодежь не хочет всю свою жизнь посвящать одной только работе, хочется и повеселиться. Знаю это по собственному опыту.

Может ли предоставленная молодому врачу квартира стать стимулом, чтобы поехать в провинцию, ведь в большом городе приходится самим покупать жилье? Правда, я не знаю, каков доход семейного врача и дают ли банки кредиты…

Доход зависит от списка пациентов. Если молодой врач получит чей-то большой список, то, возможно, сможет рассчитывать на кредит, но если ему придется самому составлять список пациентов, то, конечно, ему ничего не дадут. А квартиры у нас есть. Всем, кто проявлял интерес, предлагали квартиру.

Каждый раз, когда заходит речь о нехватке семейных врачей, высказывается мнение, что нужно вернуться к системе обязательного распределения молодых специалистов, чтобы врачи, прежде чем уехать на работу за границу, отработали деньги, которые эстонское государство потратило на их обучение. Это может быть выходом?

На мой взгляд, может. Те, кто сам оплачивал обучение, могут работать где хотят. Но если человек выучился за государственный счет, возможно, получал стипендию, то он должен вернуть долг государству. Определенное время он должен отработать.

Может, за это время ему понравится, и он не уедет.

Мой пример тому подтверждение. Когда я приехала сюда, то сказала, что скорее умру, чем отработаю обязательные три года. И проработала здесь 34 года.

Какие наиболее существенные изменения произошли за то время, что вы работаете семейным врачом?

Не могу сказать, что работа семейного врача значительно изменилась, а вот дополнительных обязанностей прибавилось. Я уже говорила, что финансовые вопросы приходится решать самому, кроме того, общаться с Больничной кассой. Мне, например, приходится сейчас воевать с Больничной кассой, которая не хочет платить доплату за эффективность. На семейного врача возлагают все новые обязанности, например, проводить консультации для желающих бросить курить, медосмотры детей, вести профилактическую работу, но все это не оплачивается. Очевидно, считается, что семейные врачи должны заниматься этим по доброй воле.

Если говорить о претензиях, которые предъявляют семейным врачам, то чаще всего их упрекают в том, что они мало работают, мол, принимают полдня, на дом по вызовам не ходят, вечером и по субботам  приема нет.

Я еще помню то время, когда мы обязаны были вести прием по субботам. Это была полная ерунда, потому что никто не приходил. Затем нас обязали вести наблюдение за пациентами, перенесшими брюшной тиф, воспаление легких и инфаркт. Мы вызывали этих людей на прием, чтобы не сидеть просто так. Приходили единицы. Это требование потому и отменили, что люди не шли к врачу в выходной день.

Да, люди думают, что мы ничего не делаем, но когда я вечером, часов в пять, возвращаюсь домой, встретив меня, они удивляются, откуда это я так поздно иду. Если бы, закончив прием, я продолжала принимать пациентов, то когда бы я занималась бумажной работой? Ведь невозможно писать отчеты в короткие перерывы между приемами пациентов.

Вы работаете более 30 лет, изменились ли за это время пациенты, стали ли более требовательными?

Изменились. Теперь многие считают, что если я не даю направление к специалисту, то зачем вообще я тут сижу. Пациенты сами говорят, что им нужно к такому-то и такому-то спе-циалисту. Стоит возразить, что в этом нет необходимости, тебя тут же сочтут плохим врачом. Конечно, жалуются на большие очереди, но отрегулировать их не в наших силах.

Какие бы три желания вы загадали золотой рыбке, будь у вас такая возможность? Чтобы лет через десять в Эстонии изменилась ситуация, когда есть шикарные центры здоровья, но нет врачей?

Во-первых, хотелось бы, чтобы финансирование было лучше. Причем значительно лучше, чтобы врачи могли и себе, и персоналу платить более высокие зарплаты. Ведь молодые уезжают за границу ради заработка, а не для того, чтобы обрести опыт. Каждому молодому человеку, вступающему в жизнь, нужны для этого деньги. Я прекрасно это понимаю.

Во-вторых, молодые врачи, которых выучило государство, должны вернуть то, что на них потратили, отработать хотя бы два или три года. Даже если один уедет, на его место придет другой, и тогда преемственность сохранится. Ну, не знаю, что бы еще загадать...

Насколько хорошо работает система замещающих врачей или каждому врачу приходится самому находить себе замену?

Хотя система замещающих врачей создана, но в основном приходится искать замену самим, что довольно трудно. Если хочешь отдохнуть, приходится использовать знакомства, но немного найдется желающих брать на себя летом дополнительную нагрузку.

Кроме того, замещающий врач должен жить и работать недалеко, чтобы он мог при-ехать или пациенты могли обратиться к нему. Нам здесь проще, поскольку мы работаем вместе и можем замещать друг друга, но тем, кто работает один, приходится тяжело, даже больничный не возьмешь.

Многие ваши коллеги уже на пенсии. Может ли так случиться, что семейных врачей вообще не останется?

Все к тому идет, уже сейчас не хватает 35 семейных врачей, и это число растет. Не могу сказать, когда это случится, но, очевидно, уже скоро.

Люди обеспокоены нехваткой семейных врачей

На прошлой неделе во вторник приема у семейного врача Анне-Лии Норманн ожидала жительница Тамсалу Марье Одрас вместе с десятимесячной дочкой Марией. По ее мнению, закрытие центра семейных врачей для многих стало бы большой

проблемой, поскольку тогда пришлось бы ехать в какой-то другой семейный центр. «Я на колесах и в случае необходимости могу поехать к семейному врачу в Вяйке-Маарья, но как быть старикам и тем, у кого нет личного транспорта?» – сказала Одрас.

Ситуация осложняется тем, что автобусное сообщение между Тамсалу и Вяйке-Маарья налажено плохо. «С больным ребенком на общественном транспорте к врачу не поедешь. Хорошо, что сейчас нам не приходится далеко ездить», – говорит молодая мать.

Еще одна жительница Тамсалу, не пожелавшая назвать своего имени, призналась, что если в поселке не будет семейного врача, это станет для нее большой проблемой. «Разве в других местах врачи горят желанием принимать пациентов из Тамсалу?» – заметила она. На что Марье Одрас добавила, что, по слухам, в скором времени один семейный врач из Вяйке-Маарья уезжает работать в Финляндию.

Вопрос, что могло бы привлечь семейных врачей в Тамсалу, поставил обеих женщин в тупик. «Я все же надеюсь, вдруг кто-нибудь, кто пойдет учиться на врача, захочет сюда вернуться», – сказала Одрас.

Молодые врачи не хотят работать в одиночку

Одной из причин дефицита семейных врачей является то обстоятельство, что окончившие университет врачи хотят работать в крупном праксисе, в то время как сейчас примерно три четверти всех семейных врачей в Эстонии работают в одиночку.

«Статистика печальна, семейные врачи стареют, их средний возраст 54 года», – признает заведующая отделом семейной медицины Департамента здоровья Пилле Саар (на фото).

По ее словам, одним из решений стал бы заказ в университете большего числа резидентов семейной медицины. При этом она отмечает, что заказ в области семейной медицины уже и так самый большой – 30 мест, хотя из окончивших медицинский факультет желающих заполнить эти вакансии не набирается. Другой вариант, как считает она, это искать семейных врачей где-то еще.  

Поскольку дефицит семейных врачей проблема серьезная, в прошлом году была создана соответствующая рабочая группа. В ходе проведенного по заказу Департамента здоровья мониторинга, у будущих медиков спрашивали, почему они не хотят работать семейными врачами. «74% семейных врачей Эстонии практикуют в одиночку, молодежь же хочет работать там, где вместе трудятся от трех до пяти врачей, чтобы всегда можно было получить замену», – рассказала Саар о первичных результатах исследования.

Также молодые врачи не хотят становиться предпринимателями, они хотят заниматься только врачебной работой. «Врачи, работающие со времен создания системы семейных врачей, являются предпринимателями, но среди молодых так работать согласны лишь единицы», – констатирует Саар. Из бесед с резидентами выяснилось, что начинать свой профессиональный путь они хотели бы помощниками врачей, чтобы обрести опыт. «Мы же отправляем их в сельскую местность семейными врачами и призываем становиться предпринимателями», – говорит Саар.

Саар полагает, что у нас могло бы быть больше коммерческих объединений с участием местных самоуправлений, в которых врачу не надо было бы заниматься хозяйственными вопросами. Такие центры уже имеются в Ранну, Варсту и в Таллинне. «Здесь нет быстрых решений, этим нужно заниматься системно», – уверена Саар. По ее словам, этим уже занимаются.

По мнению Саар, также следует решить, как поступить с выплачиваемой молодым врачам стартовой дотацией, которую в течение 2,5 лет получило шесть врачей. «Честно говоря, для части из них речь шла об их собственном месте жительства, куда они все равно вернулись бы, и только половина использовала это действительно в качестве стартовой субсидии», – сказала Саар.

Саар заметила, что дефицит врачей является проблемой не одной лишь Эстонии. С такими же трудностями сталкиваются и сельские регионы Финляндии, Великобритании, США и Канады. «Мы вовсе не исключение», – уверяет Саар. Поскольку обязательного распределения больше не существует, то, считает Саар, следует подумать о том, каким пряником можно было бы заманить молодежь работать в провинции. При этом опыт Департамента здоровья свидетельствует о том, что даже Таллинну заполучить новых врачей непросто. «Например, в Виймси конкурс объявлялся дважды, поскольку в первый раз не получилось. Это стало для нас сюрпризом», – говорит Саар.

Комментарии
Copy
Наверх