Куба и США: трудный путь навстречу

, Эксперт по международным отношениям
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Гавана заинтересована в улучшении отношений с Соединенными Штатами прежде всего из экономических соображений.
Гавана заинтересована в улучшении отношений с Соединенными Штатами прежде всего из экономических соображений. Фото: AP/Scanpix

Куба и США ведут переговоры о сближении. Круг обсуждаемых тем широк: восстановление дипломатических отношений в полном объеме, отказ от торгового эмбарго США в отношении Кубы, права человека и т.д. Если договоренность о восстановлении дипломатических отношений практически достигнута, и вопрос лишь в деталях, то прийти к единому мнению по двум следующим основным пунктам переговоров крайне сложно.

 Отказ от торгового эмбарго предполагает одобрение со стороны Конгресса США, но необходимой поддержки Конгресса (и особенно Сената) нет, во всяком случае на данный момент, так как в качестве предварительного условия выдвигается требование о проведении Кубой коренных реформ по либерализации экономики и общества. С последним (во всяком случае в полном объеме) не согласна Гавана, считая это вмешательством во внутренние дела государства.

Как бы там ни было, но лед тронулся, и отношения между США и Кубой явно движутся в сторону улучшения. Начало процессу было положено 17 декабря прошлого года, когда президент США Барак Обама и его кубинский коллега Рауль Кастро объявили о кардинальном восстановлении отношений, прежде всего дипломатических. Правда, это не стало таким уже большим сюрпризом, поскольку администрация США и ранее изъявляла желание наладить отношения, а Куба приступила к проведению реформ по определенной либерализации жизни страны. Секретные переговоры между Гаваной и Вашингтоном состоялись еще год назад при посредничестве папы римского Франциска.

Наш человек в Гаване

Отношения между Гаваной и Вашингтоном всегда были сложными. В 1898 году Куба, которая до этого была колонией, обрела независимость от Испании при поддержке США или... США организовали эту независимость. Новоиспеченное государство оказалось почти в полной зависимости от Вашингтона, как политической, так и экономической, и простые кубинцы, безусловно, были не в восторге от засилья «гринго». С другой стороны, экономика островного государства благодаря интересу со стороны янки развивалась быстрее, чем в большинстве стран региона.

Когда в 1959 году после свержения проамерикански настроенного, точнее поставленного Вашингтоном диктатора Фульхенсио Батиста к власти пришел Фидель Кастро, отношения между двумя странами ухудшились, со временем противостояние достигло критической черты. После того как в 1961 году сорвалась организованная ЦРУ США операция в заливе Свиней по вторжению на Кубу, Гавана обратилась за поддержкой к СССР. Советский Союз изъявил готовность оказать ее и разместил на Кубе ракеты средней дальности с ядерными боеголов­ками. Разразился «Карибский кризис» (1962), когда мир вплотную приблизился к атомной войне. Кризис разрешился, но последующие полвека отношения между Кубой и США были крайне напряженными.  

Ситуация не намного улучшилась и после окончания холодной войны. Экс-президент Кубы Фидель Кастро и избранный в 2008 году президентом его брат Рауль Кастро хоть и провели в стране определенные реформы, но по сути Куба по-прежнему остается страной с социалистической диктатурой. По этой причине Вашингтон до последнего времени отказывался от нормализации отношений с Гаваной.

Тише едешь – дальше будешь?

Что заставило Гавану и Вашингтон пойти на нормализацию отношений? Что касается Кубы, то все объясняется довольно просто. Гавана всегда, по крайней мере с момента окончания холодной войны и после развала Советского Союза, когда прекратилось масштабное дотирование, была жизненно заинтересована в отмене торгового эмбарго, установленного США. По оценке Кубы, с 1962 года, когда было введено эмбарго, стране был нанесен ущерб (или ею был не получен доход) в размере 1,126 триллиона долларов. Кроме того, придерживающееся курса Чавеса правительство Венесуэлы, до сих пор оказывавшее поддержку Кубе, само в последнее время испытывает серьезные трудности (как экономические, так и политические) и не в состоянии продолжать программу поддержки (обеспечивать нефтью) в прежнем объеме.

Поэтому вполне понятно, что Гавана готова пойти на определенные политические уступки, чтобы торговое и туристическое эмбарго США было смягчено и в перспективе отменено. Но насколько значительными могут быть эти уступки? Очевидно, не такими большими, чтобы можно было говорить о том, что на смену существующему режиму придет совершенно другой, например, либерально-демократический со свободной рыночной экономикой. Но именно на этом, по сути, настаивают США, по крайней мере, американские противники братьев Кастро.

Как показывает опыт Восточной Европы, даже поверхностные и осторожные реформы с большой долей вероятности ведут к фундаментальным преобразованиям. Именно на это, очевидно, надеется президент Обама, заявивший, что США меняют отношения с народом Кубы.

Непременным условием для отмены торгового эмбарго радикальные политические силы в США выдвигают требование о немедленном проведении коренных реформ. Следует учитывать, что в Соединенных Штатах проживает около двух миллионов кубинских эмигрантов, которые не только крайне негативно настроены по отношению к режиму Кастро, но и имеют довольно большое влияние. Правда, большинство эмигрантов, как и большинство остальных американцев, поддерживает нормализацию отношений с (бывшей) родиной, но вот вопрос, на каких условиях.

Поэтому прежде чем обе стороны придут к приемлемому для них решению, переговоры между двумя странами будут сложными и продолжительными. На «Саммите Америк», который пройдет в апреле 2015 года в Панаме, Барак Обама и Рауль Кастро будут иметь возможность встретиться наедине. Серьезный прорыв вряд ли будет достигнут, но процесс сближения может пойти быстрее. Особенно если учесть, что улучшение отношений Кубы и США поддерживают как страны Латинской Америки, так и европейские союзники Вашингтона. А также, в принципе, и весь остальной мир.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх