Oh, we know the culture war

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: архив

Бельгийская столица оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, это настоящая Европа – эклектичная (как мы), космополитичная (не очень как мы), богатая (совсем не как мы). С другой – в одном отношении Брюссель может быть нашим будущим: это место, где война двух культур, валлонской и фламандской, ну или французской и голландской, дошла до стадии, когда боевых действий уже нет, но состояние войны очень даже заметно.

Допустим, объявления типа «Сдается внаем» или «Продается» тут на обоих языках – бизнес чаще всего интернационален. Но если перед вами валлонская школа, ни одного нидерландского слова вы на ней не сыщете, и наоборот. Судя по всему, брюссельцы всегда помнят, какой они национальности, и на бóльшую интеграцию, чем двуязычные названия улиц, не согласны.

Такая вот культурная война. Шагая по Брюсселю, я вспоминал песню группы Arcade Fire: «Oh, we know the culture war, / we don't know what it's for...» – «О, мы знаем, что такое война культур, / Мы не знаем только, для чего она нужна...» И правда, для чего?

В Эстонии культурной войны официально нет, по Конституции цель государства – сохранение только эстонских народа, языка и культуры, но в реальности, как пишет в Postimees колумнист Ахто Лобьякас, Эстония мультикультурна и таковой останется. Даже самые тупые националисты поняли, что здешние русские (а) никуда не уедут и (б) не сольются с эстонским народом настолько, чтобы стать эстонцами. Все мы знаем, что баланс между культурами устанавливается по новой в каждой конкретной ситуации. На каком языке говорить с продавщицей, например, если и ты русский, и она, судя по имени, русская?

Не секрет, что у нас тут своя culture war – взять хотя бы перевод на эстонский русских гимназий. И уж совсем не секрет, что идет эта война не по народному хотению, а потому лишь, что реформисты не в состоянии победить на выборах, не расколов общество по национальному признаку. Как ни жаль, белки по-прежнему у власти, а значит, война культур – не как в Брюсселе, а наступательная, с целью загнать местных русских в угол – продолжается. Надежд на правительство нет. Что-то мог бы сделать президент, но он безмолвствует.

Кстати, говорят, что Arcade Fire – одна из его любимых групп. Господин президент, если вам переведут мое скромное мнение, спросите себя: может, пора что-то сделать с нашей culture war? Вы же помните, как там дальше: «You know it's never gonna last / So keep that shit in the past» – «Вы знаете, что это кончится, / Так оставьте это дерьмо в прошлом». Пора бы!

 Николай КАРАЕВ

Комментарии
Copy
Наверх