Янек Кальви: государственная ложь об алкогольной политике

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Янек Кальви.
Янек Кальви. Фото: Peeter Langovits

В случае реализации налогового плана правительства Эстонская Республика лишится мощного инструмента для развития туризма, а Латвия получит значительную часть нашего алкогольного рынка на блюдечке с голубой каемочкой, – пишет глава AS Liviko Янек Кальви.

Производство алкоголя постепенно превращается в такую сферу деятельности, доходы от акцизов и налогов которой позволяют правительству без предварительного анализа латать дыры при образовании дефицита в бюджете. При этом с точки зрения отдельного предприятия, а также в интересах повышения конкурентоспособности государства, воздействие на экономику таких мер, как повышение акцизов, требует анализа. Однако как только речь заходит об алкоголе, правительство в своей риторике быстро меняет экономические аргументы на высокие ценности и обращается к теме здорового образа жизни людей. Этим власти предержащие уничтожают любые попытки содержательного диалога.

Если бы руководство страны действительно беспокоилось о здоровье людей, первым делом оно должно было бы устранить различия в ставках акцизов на крепкий алкоголь и пиво. Сейчас ставка на крепкое спиртное выше в 2,62 раза и это создает преимущество производителям пива, поскольку с каждым повышением акциза пиво становится все более доступным товаром для потребителей.

При этом пиво уже сейчас является самым употребляемым видом алкогольного продукта в Эстонии и на него приходится  большая доля выпитого алкоголя. Однако акцизные поступления, обеспечиваемые за счет пива, сос­тавляют в Эстонии всего 43,4 миллиона евро в год, а это 19 процентов всех доходов от акциза на алкоголь.

Крепкий алкоголь обеспечивает две трети налоговых поступлений – то есть 67 процентов, или 156,6 миллиона евро. Каждый год государство недополучает за счет пива десятки миллионов евро налоговых поступ­лений. Глава правительства ведет себя так, словно является заложником производителей этого алкогольного напитка, чья непоколебимая лояльность по отношению к одной из заинтересованных групп изготовителей алкоголя определяет всю акцизную политику в Эстонии.

Миф о том, что содержание алкоголя в пиве безопаснее, чем в водке, опровергнут с помощью исследований. Научно также доказано, что различия в ставках акциза на крепкий и слабый алкоголь не обоснованы и было бы справедливо их уравнять. Сейчас с пол-литровой бутылки 40% водки выплаты акциза на алкоголь составляют 3,8 евро, а с пол-литра 4,7% пива – только 17 центов. С целью выравнивания ситуации этот показатель должен составлять 44 цента. Планируемое 15-процентное повышение акциза на алкоголь увеличит стоимость бутылки пива в магазине всего лишь на три цента, а вот цена бутылки водки вырастет на 76 центов. Каждое последующее аналогичное повышение вновь заставит производителей пива ликовать, поскольку правительство таким образом упрочит их конкурентное преимущество.

Сторонники разных ставок акциза нередко указывают на то, что и в других странах Европы они неравны. Так и есть. Этим государство пытается защитить отечест­венных производителей и сельское хозяйство. Однако у нас получается наоборот – правительство Эстонии пытается защитить производителей пива и тем самым поддерживает иностранные пивоваренные концерны, одновременно уничтожая отечественное производство крепкого алкоголя. Совершенно очевидно, что в сегодняшней  политике не видно стремления защитить отечественное производство и сельское хозяйство.

Интересно, что в отличие от Эстонии многие соседствующие с нами страны выбрали совсем другую тактику и повышают ставку акциза на слабый алкоголь больше, чем на крепкий. Например, Финляндия повысила акциз на крепкий алкоголь на 5,3 процента, а акциз на пиво – на 8,2 процента. Латвия планирует в ближайшие три года повысить акциз на крепкий алкоголь на 1,7%, 1,1% и 0,7% соответственно, а акциз на пиво – на 22,6%, 10,5% и 4,8%. В нынешнем году Литва повысила акциз на крепкий алкоголь на 2,2%, а акциз на пиво – на 15%.  

Политику Партии реформ прекрасно иллюстрирует аргумент Юргена Лиги: акциз на пиво не повышается из-за того, что производители этого напитка вынуждены делать более  серьезные инвестиции. Хотелось бы отметить, что если государство действительно задалось целью проанализировать ситуацию, то следовало бы сравнивать инвестиции в производительность, а не в объемы. При этом любые аргументы о пользе уравнивания ставки акциза, выдвигаемые независимыми экспертами в сфере здравоохранения и экономики, неизменно натыкаются на уничижительную критику со стороны Партии реформ. Затем обсуждение данной темы сходит на нет.

Таави Рыйвас, комментируя план Liviko продавать больше алкоголя Латвии, заявил, что «для того, чтобы в эстонскую казну не поступал акциз, жителям соседней страны придется выпить весь алкоголь за нас». Это утверждение доказывает, что премьер-министр не понимает или не хочет понимать влияния различий ставок акциза в разных странах на экономику.

Успешно функционировавшая в Северной Эстонии приграничная торговля с Финляндии и Швеции переориентировалась на Южную Эстонию. Покупка алкоголя в Латвии становится и для жителей Эстонии, и для туристов все более популярной. В Латвии уже сейчас акциз на крепкий алкоголь на 29 процентов ниже, чем  у нас, со следующего года разница составит 37 процентов, а с 2017 года – 42. Через пять лет половина поступающего сейчас акциза на алкоголь может вообще испариться из эстонского бюджета. Согласно не самым радужным прогнозам, половина недополучаемого дохода может начать оседать в бюджете Латвии, и это вряд ли будет выгодно Эстонии.

Liviko не собирается переводить свое производство в Латвию, но готово создать такую систему, которая позволит платить налоги, питавшие экономику Эстонии, в Латвии.  В ЕС это законный способ сохранения конкурентоспособности производства.

Согласно прогнозам, в результате такого шага Liviko выплатило бы Эстонии на 10-15 миллионов евро меньше, чем в прошлом году, когда сумма от акциза и налогов составила 64,2 миллиона евро. Наиболее значительная часть поступлений будет потеряна из-за перенаправления акциза, и для этого наши соседи латыши вовсе не должны выпивать весь потребляемый в Эстонии алкоголь. Точно так же, как до сих пор экономика Эстонии выигрывала от акцизной политики Финляндии, теперь экономика Латвии будет еще больше выигрывать от акцизной политики Эстонии. Налицо ситуация, когда налоговые поступления пойдут в Латвию, однако последствия употребления алкоголя по-прежнему будет испытывать на себе Эстония.

Составленный правительством прогноз последствий повышения акциза показывает, что финны больше не будут оставлять в Эстонии такое количество денег, как раньше. При этом анализ инс­титута конъюнктуры свидетельствует, что около половины дохода от акциза в Эстонии обеспечивают туристы. Туризм является одним из самых недооцениваемых двигателей экономики Эстонии. И выигрывают от него не только производители водки или пива.

Я уверен, что в Таллинне не было бы столь развитой сети ресторанов, сферы торговли, обслуживания и гостиничного бизнеса, если бы в Эстонии не хотели покупать водку наши соседи. Выход Эстонии из недавнего экономического кризиса также во многом является заслугой туристического бизнеса. Один только Таллиннский порт ежегодно пропускает через себя примерно девять миллионов пассажиров, значительная часть которых вносит свою лепту в экономику.

Если правительство игнорирует реальность, то фирмы и предприятия не могу себе такого позволить. В случае реализации налогового плана правительства Эстония лишится мощного инструмента для развития туризма, а Латвия получит значительную часть нашего алкогольного рынка на блюдечке с голубой каемочкой.

Одной из задач правительства является создание благоприятной конкурентной среды для экономики Эстонии, а если этого сделать не получается, то, по крайней мере, нужно сохранить уже имеющиеся конкурентные преимущества.

Прогнозируемые сейчас по­ступ­ления от акциза на алкоголь  не являются реалистичными, и правительство должно подыскивать альтернативные источники покрытия своих дорогостоящих обещаний. Перефразируя премьер-министра, можно сказать, что Эстония и впрямь превращается в страну Европейского союза, которая идет на дно. Ведь из-за подобных решений, которые мешают и дальше усиливать конкурентоспособность Эстонии, мы неизбежно опустимся на это самое дно.

3 мысли

•    Точно так же, как до сих пор экономика Эстонии выигрывала от акцизной политики Финляндии, теперь экономика Латвии будет еще больше выигрывать от акцизной политики Эстонии.

•    Налицо ситуация, когда налоговые поступления пойдут в соседнюю страну, однако последствия употребления алкоголя по-прежнему будет испытывать на себе Эстония.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх