Осетрина первой свежести

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рыбоводческое хозяйство Яака Вызу находится на теплом канале Эстонской электростанции.
Рыбоводческое хозяйство Яака Вызу находится на теплом канале Эстонской электростанции. Фото: Вера Копти

Эта благородная рыба – не слишком частый гость на наших столах. Однако осетра давно и успешно выращи­вают под Нарвой.

По данным портала kalastus­info.ee, 19 хозяйств в Эстонии занимаются разведением рыбы разных пород. В основном это радужная форель, сиг, карп. Несколько фирм выращивают угря, щуку и судака. Разведение раков – cфера деятельности небольших частных предприятий.

В теплой водичке

Но сегодня нас интересует крупное производство. Поэтому «День за Днем» отправился в Ида-Вирумаа.

Каждую секунду для охлаждения турбин Эстонской электростанции используется 60 кубометров чистой речной воды. А отработанная, теплая и пригодная для рыборазведения вода поступает в канал, в котором с советских времен разводят рыбу: грех не использовать идеальные условия.

Когда-то для нужд работников предприятия здесь выращивали форель и карпа. Такая форма экономической деятельности называлась «подсобное хозяйство». Садки для рыбы были сделаны на совесть: в них и сегодня уютно себя чувствуют и растут на радость любителям свежей рыбы стада форели, осетра и сома. Да-да, именно стада, а не стаи и не косяки – такая вот терминология!

Разведение осетров в промышленных объемах началось здесь по инициативе тартуского предпринимателя Яака Вызу, первым руководителем производства стал опытный ихтиолог Анатолий Кокарев, который и мальков из икры выращивал. Название предприятия – Störfish – хорошо известно предпринимателям, занимающимся оптовой торговлей. На сегодняшний день в масштабах Эстонии это рыбохозяйство считается достаточно крупным.

Оно могло бы стать еще крупнее: в двух километрах ниже по течению канала была уже практически готова новая ферма, более современная и хорошо приспособленная для выращивания деликатесной рыбы в теплой воде, которую можно было бы по мере надобности комбинировать с холодной из реки Наровы. Но грянули российские санкции на импорт продуктов из стран ЕС, и экспорт осетров в Россию прекратился, а ведь именно российские оптовые торговцы живой рыбой были главными клиентами Störfish. Сегодня происходит реорганизация бизнеса, так как в связи с потерей большого рынка сбыта предпринимателям приходится приспосабливаться к новым условиям.

Директор

Директор фирмы Александр Могутов  занимается разведением рыбы три года. Будучи текстильщиком по образованию и опыту работы, Могутов прошел длинный карьерный путь от наладчика оборудования до директора одной из фабрик Кренгольмского комбината, работал директором и небольшого текстильного предприятия в Нарве. Собственник фирмы Яак Вызу разглядел в нем опытного управленца и хорошего экономиста – и не ошибся.

«Учет и учет! Это обязательное условие правильного функционирования нашего хозяйства, – уверен Александр. – За осетрами контроль особый – мы регулярно проверяем их вес, внешний вид, а с помощью УЗИ определяем пол рыбы: на глаз это сделать невозможно. Более того, у осетровых пол можно определить с помощью специального прибора только в возрасте двух с половиной-трех лет, когда половозрелость самки становится более явной».

Форель, которую тоже выращивают в хозяйстве в последние два года, – рыба, чувствительная к высокой температуре. Если температура воды поднимается выше 25 градусов, она погибает. Поэтому форель нужно успеть вырастить и продать к маю, а для этого нужны конкретные покупатели. «Я не буду покупать молодняк, пока не заключу договоры о продаже», – говорит Могутов.

Технология откорма и прироста

Зимой теплая вода в водоеме позволяет осетру хорошо и быстро расти. Но особенно лихо набирает вес форель. В Эстонии есть рыбные хозяйства, в которых рыба содержится в природных водных условиях, так вот там рыбу зимой не кормят, потому что она в холодное время просто-напросто перестает есть. А раз она не ест, то и не растет. Осетру теплая вода требуется и зимой, а в канале Эстонской электростанции даже в сильные морозы она не опускается ниже плюс восьми градусов. Выращиваемую в искусственных теплых водоемах рыбу кормят круглый год, поэтому и получают такой фантастический набор веса: молодняк в возрасте полутора-двух лет весит от одного до двух килограммов.

В нарвском хозяйстве за сезон, то есть с осени до весны, реализуется 50 тонн форели, 20 тонн осетра и 5 тонн сома. В день приезда «ДД» в Störfish в садках плескалось 17,5 тонны осетров, 6 тонн сомов и всего полтонны прекрасной радужной форели, потому что сейчас идет самая активная продажа этой рыбы.

Интересная арифметика: рыбу продают, ее поголовье уменьшается, а вес неизменно увеличивается, потому что рыба растет постоянно. Как же и чем кормят этих огромных серебристых монстров? Специальным гранулированным рыбьим кормом датского производства. Он разработан с учетом возраста и вида рыбы, содержит всяческие полезные вещества, витамины, углеводы и прочее необходимое для роста рыбин. Никаких стимулирующих рост веществ и гормональных добавок в кормах нет. Этот факт нам подтвердят и в государственном питомнике в Пылула, где разводят рыбу не на продажу, а для пополнения популяции. Но это я, как всегда, забегаю вперед – об этом в следующем номере.

У осетра и форели разная манера поглощения пищи: осетры подбирают еду со дна, а форель «ловит» ее сверху, поэтому и корма для них разные. Прожорливую форель кормят три раза в день. Одна тонна рыбы съедает по 4,5 килограмма корма за один присест. Осетра кормят дважды в день летом и один раз зимой.

Жаркая пора

Лето – трудное время для этого хозяйства, ведь температура воды в канале выше, чем в естественном водоеме, на 7-8 градусов. Когда температура воды приближается к 25-32 градусам, рыба начинает просто-напросто всплывать кверху брюхом, а это – большие убытки. Вспомним, как жаркое лето 2010 года привело к массовой гибели рыбы в искусственных водоемах.

Поэтому с форелью отношения сезонные: осенью покупают молодняк, за зиму он растет, а до конца мая его необходимо реализовать, что и делается. Восьмилетних самок осетра – размером с письменный стол – отправят в Латвию: там, в огромном рыбном хозяйстве недалеко от Риги, занимаются искусственным оплодотворением и разведением и хотят использовать их икру.

Рыбу перевозят специальным транспортом: на одной машине умещается 10 пластиковых контейнеров – в каждом две тонны воды, а рыбы всего четыре тонны на десять контейнеров. Эти цифры говорят о том, что рыба чувствует себя при перевозке достаточно комфортно, а не как хрестоматийная сельдь в бочке.

На таких машинах осетров и сомов летом увозят «на дачу», в холодные воды, где для них в жаркую погоду – оптимальные условия. Для этого у Störfish существуют долговременные парт-нерские отношения с аналогичными фирмами, имеющими в своем распоряжении бассейны с проточной холодной водой.

Справка «ДД»:

• По прогнозам Эстонского института исследований будущего, предполагается, что к 2020 году 50% потребляемой в Эстонии рыбы будет выращено в эстонских водоемах. Для этого ее объем должен достичь 4000-4500 тонн в год. Сейчас он оставляет лишь 10% от этого числа.

• По мнению рыбоводов, примером для постановки рыбного бизнеса на индустриальную основу может служить Дания: в этой скандинавской стране в год выращивают около 35 тысяч тонн рыбы различных пород, а в Эстонии природные условия для развития этой отрасли лучше, водных ресурсов больше.

• Последний раз осетра в эстонских водах Балтийского моря выловили в 1996 году. Он достигал 2 м 90 см в длину и весил 136 кг.

Комментарии
Copy
Наверх