Наш человек. Дитя природы Полина Пилипенко и ее чудо-плантация

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сначала Полина Пилипенко подружилась с растениями, а уж потом они помогли ей подружиться с людьми.
Сначала Полина Пилипенко подружилась с растениями, а уж потом они помогли ей подружиться с людьми. Фото: Андрей Бабин

Сказочно красивая мыза Сагади – известный туристический объект. Однако в паре километров отсюда есть еще одна удивительная достопримечательность, пусть и не внесенная ни в какие каталоги, – уникальный огород лекарственных растений, созданный жительницей Раквере Полиной Алексеевной Пилипенко. Воспоминания о том летнем дне, когда я побывал там, не потускнели и осенью.

Впечатляет уже его площадь – где-то сто на сорок метров. И весь этот участок на краю леса сплошь засажен всевозможными целебными растениями.

Огород расположен в 28 километрах от дома хозяйки-пенсионерки, на территории Лахемааского национального парка. Полина Алексеевна приезжает сюда на своей старенькой машине почти каждый день вот уже около 30 лет. Ведь растения требуют ухода. «Этот огород – моя любовь, смысл моей жизни, – говорит 66-летняя Полина Пилипенко. – Но и труд, конечно – надо полоть, поливать, высаживать... А у меня только две руки и вилы. На одном конце выполешь, на другом уже зарастает».

А левзея уже отцвела...

Всего на ее плантации произрастает более двухсот наименований растений. Есть весьма распространенные в наших краях, такие как, например, иван-чай. Есть редкие. Имеются и такие растения, которые в эстонской природе вовсе не встречаются – Пилипенко привезла их из России. Например, полынь горькая. Или левзея сафлоровидная – прямые стебли этих многолетних растений с метр высотой с крупными листьями на верхушке сразу бросаются в глаза при взгляде на плантацию Полины Алексеевны. «Уже отцвели, а цветы у них розовато-сиреневые», – говорит травница.

По словам Пилипенко, левзея сафлоровидная – великолепное средство для стимуляции умственной и физической деятельности, усиления иммунитета, укрепления общего тонуса организма, а кроме того, это средство – лучше всякой виагры. «Старики так и идут ко мне за этим чудо-снадобьем», – улыбается Полина Алексеевна.

«В левзее ценно все, – рассказывает хозяйка, – корневище, стебель, листья. Корни использовать лучше трех-четырехлетние. Выкопать, высушить, измельчить. Можно сделать отвар: на 1 ст. ложку – стакан кипятка, проварить минут 20, дать настояться, процедить. Можно сделать и настойку: на 1 ст. ложку – стакан 70-процентного спирта или водки. Настаивать три недели, процедить. Это растение также отличное средство для злоупотребляющих спиртным».

«Осторожно!» – вдруг воскликнула Полина Алексеевна, заметив, что я наступил на край малоприметного листика над самой землей. «Бедный мой, – склонилась она над ним. – Все-то тебя обижают. И сорняки, и люди неаккуратные...» Это марьин корень – тоже исключительно ценное растение. Растет очень медленно. Первые годы жизни вообще проводит в земле, и только лет через десять превращается в кустообразное растение.

У Пилипенко накоплен богатый опыт практической помощи онкологическим больным, и марьин корень в этом плане – невероятно эффективное средство. Наряду с другими растениями и в сочетании, конечно, с традиционными методами лечения.

Из какого донника пить чай?

«Занималась дома своими делами и вполуха слушала по телевизору передачу целителя Малахова, – рассказывает Полина Алексеевна, продолжая экскурсию по своему огороду. – Когда он посоветовал телезрителям, мол, пейте сегодня чай из донника, я так и обомлела. Из какого донника?! Есть белый, есть желтый. Из белого хороши припарки при артрозах и других заболеваниях суставов. Положить листья в тряпку, залить кипятком или молоком. Прикладывать в области патологии. Но надо помнить, что белый донник ядовит. Желтый донник – более целебен. В частности, это отличное средство для снижения давления. Надо столовую ложку залить стаканом кипятка, и выпивать этот стакан постепенно в течение дня. Ни в коем случае не сразу! За день давление снижается».

Много у нее и крайне полезного пастернака. Он используется, в частности, для облегчения участи больных сахарным диабетом. «Я одному молодому человеку предложила пить сок из пастернака, так у него сахар понизился с 17 до 7, и это без всяких лекарств, – рассказывает Полина Алексеевна.– Сок делается из мягких частей растения. Я прессом выжимаю. Нынче семь литров заготовила. Но я не могу всех обеспечить. Делайте сами. Не ленитесь. Сажайте у себя хотя бы самые доступные растения».

Мы приближаемся к кустам окопника. Вон они, с розовыми цветами. А там – с синими. Полина Алексеевна убеждена: уж это-то растение должны иметь все в своих дворах или на загородных участках. Окопник обладает прекрасными восстановительными, регенерирующими свойствами. То есть отлично заживляет раны, ушибы, травмы, даже переломы. Пилипенко советует собирать корешки окопника весной или осенью, но не во время цветения. И лучше – старые. В отличие от светлых молодых они черного цвета.

«Натрите свежий корешок на терке и прикладывайте к больному месту, – рекомендует целительница. – А можно перемолоть на мясорубке и смешать с медом в соотношении 1:5 и принимать по 0,5 чайной ложки 2-3 раза в день после травмы».

Еще один рецепт Полина Алексеевна рекомендовала соседке, сломавшей руку. Четыре месяца, сетовала та, не срастается. Дала ей ветку окопника с корнями, предложила растолочь молотком, добавить измельченную головку репчатого лука, запарить горячим молоком так, чтобы чуть прикрыть смесь, и прикладывать к месту перелома. Дело пошло на поправку.

Окопник также отлично восстанавливает организм после операции, особенно связанной с удалением какого-либо органа. Залить 1 ст. ложку корней горячим молоком (но не кипятить) и пить в течение дня. И при раковых заболеваниях тоже поможет окопник.

С любовью и нежностью

У меня есть приятель – еще не так давно полный сил молодой энергичный мужчина. Рассеянный склероз за считанные годы сделал его почти обездвиженным человеком. Мужества, силы духа ему не занимать, тем не менее он совершенно беспомощен.

«Можно и нужно бороться с рассеянным склерозом! – настаивает Пилипенко. – Вы на болоте бываете? Видели там такие высокие растения с комочком, как будто ваты, на верхушке? Это пушица. Ее надо искать, не лениться. Тот же донник желтый. Да много есть растений для таких случаев. Льнянка, мать-и-мачеха... Жечь эти растения и дымом окуривать больного, лежащего на сетчатом основании. Именно в лежачем положении – тогда поры на теле раскрываются. Или делать ванны. Проблема в том, что растений надо очень много, а кто будет искать и собирать? Клиники нужны с условиями для такого комплексного лечения, персонал подготовленный».

Еще одна остановка – у куста калины. И рассказ продолжается: «Косточки ягод высушить, измельчить в порошок. Превосходное противопаразитарное средство. Этот порошок можно добавлять в любое блюдо. Исстари в деревнях калину смешивали с проросшей рожью, доводили до кипения и ели».

Еще много было таких остановок на нашем пути – чабрец трех сортов, один душистее и прекраснее другого, фиалка трехцветная, дрема, болиголов, синеголовник, алтей, аир, лапчатка серебристая, мальва, барбарис, рута, кошачья лапка, волчец кудрявый, репейничек ворсистый, мирис душистый, бузина черная... Настоящий ботанический сад, только специализированный. Каждое растение для Полины Алексеевны – как ребенок, к каждому относится с любовью и нежностью. О каждом может долго рассказывать.

Порой она оставляет своих любимцев и идет в лес за новыми. Успевает и более традиционные дары леса заготавливать. Одной земляники, самой целебной ягоды, в сезон по два ведра за раз приносит.

За те несколько часов, что провел я одним летним днем на плантации Полины Алексеевны, она обрушила на меня лавину сведений о десятках лекарственных растений и их свойствах. Они словно специально созданы природой для помощи нам, грешным, буквально на все случаи неприятностей со здоровьем – от бессонницы и упадка настроения до самых тяжких заболеваний. Эти знания сосредоточены в сотне исписанных мелких неразборчивым почерком тетрадей. Они заполнены не на лекциях. Университеты Полины Алексеевны Пилипенко – сама жизнь. Так сложилось, что ей с детства пришлось целые дни напролет проводить в лесу. До сих пор тяжело вспоминать об этом...

Профессия у нее такая

В их родной деревне, что в Тверской (тогда Калининской) области, во время войны стояли немцы. В других домах тоже, но у них в семье были три молодые женщины... «Люди бог знает что себе навыдумывали, и прокляли нас, – рассказывает Полина Алексеевна, которая родилась в 1944 году. – Война уже вроде давно кончилась, а со мной никто не хотел дружить, сидеть за одной партой, называли фашисткой. Это было невыносимо, и тогда я стала уходить в лес и целыми днями там пропадала».

Уже тогда Полина получила первые знания о лесных целебных растениях. Смотрела, как используют их взрослые. Расспрашивала людей, которых встречала в лесу. Позже довелось пожить и на Чукотке – мужа-военного туда направили для прохождения службы. Потом перевели в Эстонию, в Раквере. Пилипенко работала здесь акушеркой.

А огород свой удивительный Полина Алексеевна начала возделывать еще в начале 80-х годов. Наблюдательность, любознательность, трудолюбие его создательницы – вот фундамент, на котором он стоит. А лес по сей день Пилипенко считает своим лучшим другом. «Если мне тяжко, лихо на душе, я иду в лес, и там мне становится легче», –  признается она.

Разумеется, все это богатство в огороде – для нуждающихся в лечении людей: она ведь практикующий целитель. Поэтому по средам ее на плантации не застать – в эти дни Пилипенко принимает в Таллинне жаждущих исцеления от всевозможных недугов. Место приема держится в секрете: благодаря рекламе по «сарафанному радио» и так загружена сверх меры.

По правде говоря, до сих пор я довольно скептически относился ко всякого рода народным целителям, якобы обладающим какими-то особыми способностями. Теперь свой скепсис пришлось поумерить.

«А вы в курсе, что у вас низкий гемоглобин?» – огорошила меня Полина Алексеевна, когда мы уже прощались.  Да, действительно, несколько пониженный. Сам я этого никак не ощущаю, и вообще узнал случайно не так давно, когда меня неожиданно отказались взять в доноры крови: анализ взятой пробы показал, что уровень гемоглобина ниже допустимого уровня. Но как она-то об этом узнала?! «Профессия у меня такая», – улыбнулась Полина Алексеевна.

Комментарии
Copy
Наверх