Эстония тратит на тюрьмы в два раза меньше, чем Финляндия

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pm

Оказывается, и при меньших инвестициях можно управлять пенитенциарной системой.

На страницах издания Iltalehti депутат парламента Финляндии Лаура Хухтасаари назвала условия содержания заключенных в Эстонии настолько плохими, что если бы финским преступникам, отбывающим наказание за преступления сексуального характера, пришлось сидеть за решеткой в нашей стране, то это послужило бы для них дополнительной мерой пресечения, причем довольно суровой. Postimees провел исследование и выяснил, насколько тюремные системы двух государств отличаются друг от друга на самом деле.

По данным государственной тюремной службы, в Эстонии сейчас содержатся 2756 заключенных, а в Финляндии – 3100. При этом расходы на содержание тюрем у наших северных соседей почти в три раза выше, чем в Эстонии. Даже если принять во внимание различия в уровне благосостояния населения и подорожание жизни, Финляндия вкладывает в содержание заключенных почти в два раза больше, чем мы.

Пресс-секретарь Министерства юстиции Мария-Элиза Туулик отметила, что Финляндия расходует значительно больше Эстонии именно на трудовую занятость заключенных. «К сожалению, в государстве с рыночной экономикой труд заключенных не оплачивается, – сказала она. – Создание условий труда,

обучение заключенных и организация трудового процесса в тюрьме требуют значительно больших инвестиций, чем за ее пределами».

По словам Туулик, масштабные инвестиции в тюремную систему могут оказаться неэффективными, именно так получилось и в Финляндии, где расходы на обучение окупаются существенно меньше, чем в Эстонии.

 «Это происходит потому, что уровень образования заключенных низкий, а количество работников с минимальными профессиональными навыками ограничено, – пояснила Туулик. – Поэтому, чтобы трудоустроить заключенных, государство должно сначала научить их работать и потратить на это приличную сумму, а потом взять на службу дополнительный персонал, который будет следить за трудовым процессом».

По оценке Туулик, преимущество эстонской тюремной системы состоит в том, что у нас внедряется профессиональная система оценивания рисков и имеющиеся ресурсы используются самым эффективным образом: «Проще говоря, больше внимания уделяют тем заключенным, которых можно считать более опасными, и есть основания полагать, что они способны совершать новые преступления».

Много маленьких тюрем

Если сравнить индекс потребительских цен, характеризующий уровень жизни государств, то можно отметить, что в прошлом году в Эстонии он был 67,61 а в Финляндии – 101,95; это говорит о том, что уровень жизни наших северных соседей в 1,51 раза выше. При этом в тюремную сис­тему Финляндия инвестирует  почти в два раза больше, чем Эстония. Кроме того, при сравнении двух стран бросается в глаза и то обстоятельство, что в Финляндии мест заключения значительно больше, чем у нас. Если в Эстонии всего четыре тюрьмы, то в Финляндии примерно на такое же количество заключенных приходится 16 учреждений. Таким образом, на каждого заключенного приходится больше пространства, а это в свою очередь, влечет за собой больше расходов на рабочую силу и содержание тюремной системы.

 «Финны построили по всей стране множество маленьких тюрем, где соотношение заключенных и работников тюрем совершенно другое, нежели у нас», – отмечает Туулик. Внедрить подобную систему  у нас в стране невозможно по экономическим соображениям, при этом наша система столь же эффективна, просто работает по-другому.

 «В Эстонии, напротив, в одной большой тюрьме расположены мелкие подразделения, – говорит Туулик. – Когда заключенного доставляют на место отбывания наказания, его определяют в конкретное подразделение, где он сидит весь свой срок под наблюдением одних и тех же сотрудников тюрьмы, которые его хорошо знают». Это помогает планировать работу и быстро реагировать на нарушения со стороны заключенных.

Схожий распорядок

В ближайшее время Министерство юстиции не собирается строить в Эстонии новые тюрьмы и, по словам пресс-секретаря, после строительства Таллиннской тюрьмы  их число сократится до трех. И в Эстонии, и в Финляндии на каждого заключенного сос­тавляется индивидуальная программа, цель которой – запланировать работу на весь срок отбывания наказания и снизить риск совершения повторных преступлений. Выясняется уровень образования заключенного, его работоспособность и имеющиеся навыки, а также определяется место, в каком тюремном учреждении арестант будет нести наказание. В отличие от Эстонии, у наших северных соседей учитывается пожелание и самого заключенного, и членов его семьи.

Очень важное значение придается тому, чтобы не прерывалась связь заключенного с обществом. Для этого для заключенных организуются краткосрочные поездки и свидания с близкими. Отбывающий тюремный срок в Эстонии имеет право ходатайствовать о выезде из тюрьмы максимально на 21 день в год, при этом в мес­те лишения свободы он должен провести до этого не менее года. В Финляндии такое требование составляет половину срока наказания, а приговоренных к пожизненному заключению за пределы тюрьмы вообще не выпускают.

Работа по хозяйству

Тем не менее, в Финляндии выйти из тюрьмы намного проще, чем в Эстонии: заключенные, отбывающие срок за менее тяжкие преступления, могут получать профессиональное образование или работать за пределами тюрьмы; в Эстонии этого нет, у нас заключенные работают и учатся внутри тюремного учреждения. По данным тюремной службы Финляндии, возможность учиться или работать за пределами тюрьмы используют 40% заключенных.

Для того чтобы лица, отбывающие срок в местах лишения свободы, не утратили навыки, их привлекают к работам по хозяйству. «В основном заключенные занимаются уборкой, помогают на кухне, работают на раздаче пищи, занимаются ремонтными работами, а также обработкой отходов, стиркой, оказывают парикмахерские услуги, работают в библиотеке»,  – примерно такой перечень работ для заключенных вывешен на сайте тюремной службы. В обоих государствах во время отбывания наказания заключенные должны либо учиться, либо работать.

Выяснилось также, что в финских тюрьмах более мягкие ограничения, чем у нас. В обоих государствах заключенные имеют право звонить близким в указанное время, однако в Финляндии для этих целей можно пользоваться личным телефоном, указано на сайте тюремной службы северных соседей.

Из видеороликов, показывающих финскую тюремную систему, можно узнать, что в Финляндии заключенные живут в камере по двое, они могут слушать радио, смотреть телевизор и даже готовить себе еду. В Эстонии готовить не разрешается – пища доставляется в камеры в определенное время; у заключенных есть возможность слушать радио и смотреть телевизор, но за это приходится платить из заработанных средств. В то же время тюремная система Эстонии заботится и о будущем заключенного: 20% его доходов идут в фонд, и эти деньги он получает только при выходе из тюрьмы.

В обеих странах заключенные, отбывающие тюремный срок за менее тяжкие преступления, имеют возможность попасть в тюрьму т.н. открытого типа, где условия содержания более свободные и людям разрешено общаться не только с сокамерниками.

Комментарии
Copy
Наверх