Как любовь приводит к потере квартиры

Елизавета Калугина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

Никто из нас не застрахован от непростых житейских ситуаций, особенно от неудачного брака, развода и возможных притязаний бывшего партнера. Чаще бывшим супругам удается прийти к соглашению, но иногда ситуация складывается совершенно неожиданным образом и даже заходит в тупик. Один из супругов может столкнуться с притязаниями, совершенно алчными и неоправданными на его взгляд, но вполне разумными и обоснованными с точки зрения закона. И когда другая сторона предъявляет претензии, возражать, скорее всего, уже поздно. А ведь подобной ситуации можно и избежать.

Перед вами реальная история, почерпнутая из Facebook. Ситуация типичная, поэтому мы решили привести ее в качестве примера, на котором юрист сможет наглядно объяснить, как избежать роковой ошибки. Многие считают заключение брачного договора и «отделение» личного имущества от имущества партнера чем-то вроде акта недоверия и пренебрегают этим простым шагом, а ведь он иногда может избавить от массы проблем.

Сказал, что жить без нее не может

Анна (здесь и далее имена изменены. – Прим. автора) живет в Эстонии, одна воспитывает дочь (девочке семь лет, и у нее серьезные проблемы со здоровьем), работает на двух работах. С Николаем Анна познакомилась два с половиной года назад в сети Facebook. На тот момент она снимала квартиру.

Николай – представитель творческой профессии, родился в Эстонии, но большую часть жизни провел в России. Живя там, он страдал от депрессии и решил сменить обстановку. Оптимальным вариантом нового места жительства оказалась Эстония. Здесь мужчина получил эстонское гражданство (по матери), но работу не нашел.

Приехав в Эстонию, он познакомился с Анной лично, и уже спустя полгода у них завязались отношения. Пара стала жить на съемной квартире Анны. Совместная жизнь складывалась непросто — Николай несколько раз разрывал отношения. Однако окончательного разрыва тогда не последовало, отношения не прекратились, и как-то девушка рассказала своему возлюбленному, что собирается покупать квартиру. «Мой папа специально поехал в Финляндию на заработки, мама откладывала деньги, и я откладывала. Мы копили на первый взнос, чтобы у ребенка наконец-то был свой дом», — поясняет она.

Через месяц после новости о грядущей покупке квартиры Николай сказал Анне, что жить без нее не может и сделал предложение. «Я поверила в свою неповторимую любовь, — говорит Анна, — мы поженились. Понимая, что лучше всего квартиру купить до брака, я стала везде подавать документы, но до свадьбы купить квартиру не успела. Хотела сделать брачный договор, но он меня уверял, что у нас любовь на всю жизнь и в этом нет нужды. Я поверила».

После заключения брака Анне дали жилищный кредит. Ходатайствовала она сама, ее мать стала дополнительным гарантом и отдала свою квартиру под залог. Во время оформления кредита оказалось, что, ввиду отсутствия брачного контракта, необходимо вписать мужа в договор с банком о покупке квартиры. «Я удивилась, — вспоминает она, — зачем, если у него доходов — ноль? Мне сказали, что это новый закон: раз он мой муж, он должен быть в этом договоре. Окей, мы вписали Николая».

Попалась

Далее события развивались стремительно. Спустя несколько месяцев после оформления договора Николай поставил Анну перед фактом, что уходит от нее к другой девушке, Алине. «Он тогда сказал мне: «Ты попалась». К сожалению, это нигде не зафиксировано. Не знаю, на что я там попалась, но, по его словам, Алина была с самого начала, — продолжает свой рассказ Анна, — когда он уходил, то попросил нотариальное заверение, что я выписываю его из кредитного договора».

После развода Николай стал требовать от Анны полквартиры либо двадцать тысяч евро. «Он ничего не вложил в эту квартиру, все делала и покупала я! Он говорит, что ему обидно, что у меня есть квартира, а у него — нет. На что он претендует, мне совершенно непонятно. Мы оба наняли адвокатов, — рассказывает Анна, — Николай и его адвокат, разумеется, не смогли доказать его участие в этом кредите и его получении. Я связалась с банком, и мне сказали, что выдадут документы, которые подтвердят, что Николай никакого отношения к квартире не имеет и не потратил на нее ни копейки».

Поведение бывшего мужа женщина объяснить не может: «Он уходит из семьи, говорит, что у него другая жизнь, а мне работать на двух работах, платить банку, адвокату и ему? Он не платил за счета и кредит, а мне страдать...»

Естественно, это лишь одна точка зрения. Вероятно, бывший супруг женщины видит эту ситуацию совсем иначе. К сожалению, нам не удалось выйти на контакт с Николаем и узнать его мнение, поскольку Анна была категорически против этого, что, разумеется, вызывает некоторые сомнения в совершенной истинности ее слов. Тем не менее, ситуация довольно характерная и, чтобы впредь эта история послужила другим людям хорошим уроком, мы попросили прокомментировать ее знатока эстонских законов.

Мнение эксперта

Rus.Postimees обратился к юристу Юри Асари и попросил его прояснить ситуацию Анны. Что ее теперь ждет, и какие шаги, предпринятые до заключения брака, могли обезопасить ее имущество?

— Юри, скажите, пожалуйста, что должна была предпринять Анна при оформлении договора, чтобы уберечь себя от подобных притязаний? Насколько необходимо было вписывать в договор имя мужа, в соответствии с каким законом ей пришлось это сделать?

— Вступающие в брак могут, до его заключения, выбрать по обоюдному согласию один из режимов имущества, указанных в «Законе о семье», и указать его в заявлении о вступлении в брак. Существуют следующие режимы имущества: общее совместное имущество,  раздельное имущество и зачет прироста имущества. Если режим имущества не выбран и не заключался брачный контракт, то с момента заключения брака к их имущественным отношениям будут применяться положения об общности имущества.

На основании ст. 25 «Закона о семье», в случае общности имущества в общую собственность супругов переходят нажитые в течение совместной жизни предметы и иные имущественные права супругов, что и считается их общим имуществом. Исходя из этого, нотариус поступил правильно, так как при заключении брака не был выбран режим имущества и, по умолчанию, вступил в силу режим общего совместного имущества.

— Какова вероятность, что суд удовлетворит требования Николая?

— У суда нет особого выбора. Если иск Николая уже в суде, противостоять его требованиям Анна может, только предъявив встречный иск, в котором будет просить раздела имущества иначе, чем Николай. При разделе имущества Анна может потребовать оставить заем и квартиру себе и выплатить Николаю справедливую компенсацию. При определении компенсации берется актуальная рыночная цена квартиры, от нее отнимается невозвращенная часть займа и остаток делится пополам. С учетом реальных обстоятельств суд может отклониться от принципа равенства сторон.  Вряд ли суд вообще не взыщет компенсации в пользу Николая, но можно надеяться, что ее размер будет разумным.

— Можно ли доказать, что этот брак был аферой с его стороны?

— Через суд можно потребовать признания брака недействительным (ст. 9 «Закона о семье»), если брак был заключен не с намерением одной или обеих сторон выполнять сопутствующие браку обязанности, а с иными целями, например, с целью получения вида на жительство в Эстонии (фиктивный брак). Если брак расторгнут, то предъявление иска невозможно (ч. 4, ст.13). Однако, даже если Анна имела бы право требовать признания брака недействительным, совместное имущество пришлось бы делить так или иначе.

Комментарии
Copy
Наверх