Власть № 4. Больная голова президента Ильвеса

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Депутат Херкель, воплощение срединного пути и здравомыслящей нормальности (в отличие от центристов).
Депутат Херкель, воплощение срединного пути и здравомыслящей нормальности (в отличие от центристов). Фото: Яанус Ленсмент

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали свадьбу главы государства и трудности 2016 года, но и о русских забыть не могли.

Аккурат 1 января на портале Delfi появился как бы новогодний текст председателя Свободной партии Андреса Херкеля под заголовком «Вместо Центристско-Уголовной партии, которую поддерживают в основном русскоязычные, Эстонии нужна партия срединного пути». Получается, что вина и беда центристов не только в том, что они уголовники (доказать преступность целой партии Херкелю будет сложновато; куда, куда ты удалилась, презумпция невиновности?), но и в том, что их поддерживают какие-то нетитульные... хочется написать «граждане», но «граждане и неграждане» будет вернее. Понятно, что на роль людей, которые идут этим самым срединным путем и хранят «здравомыслящую нормальность», претендует Свободная партия и Херкель лично. Кто как не он, бывший деятель Союза Отечества, а потом IRL, немало сделавших для маргинализации как русских, так и центристов. Херкелю русские голоса не надобны!

Русских давят не так сильно

Но что мы все о грустном? Есть и положительные сдвиги. Как сообщает Postimees, докторант университета Осло Майму Березкина провела исследование и выяснила, что, невзирая на суровую языковую политику, эстонские госучреждения, особенно в Таллинне, охотно обслуживают людей на русском языке и в бюро обслуживания, и в электронном виде. Что не может не радовать, ибо «в целях донесения информации до русскоязычной целевой группы госучреждениям ЭР важно предоставлять общественные услуги и на русском языке». Среди этих учреждений – Налогово-таможенный департамент, Департамент полиции и погранохраны, Касса страхования от безработицы и Департамент социального обеспечения.

Майму Березкина отмечает, что общаться с людьми на русском в местных департаментах – дело рискованное: «Учреждения должны следовать официальным предписаниям... С другой стороны, их цель – предоставление социальных услуг всему населению независимо от языкового бэкграунда». И учреждения идут на этот риск, более того, они стараются нанимать людей, которые способны говорить и по-русски.

«Если углубляться только в официальную языковую политику, может сложиться впечатление, что “русских всячески давят”, – цитирует Березкина европейских коллег-ученых, – но при изучении вопроса оказывается, что отношение более человечно и государство ни перед кем не закрывает двери из-за недостаточного владения эстонским». Это, согласитесь, хорошо. Главное, чтобы после докторской диссертации Березкиной по исследованным ею местам не отправился спецназ Языковой инспекции, блюдущей эстоноязычное общение в госучреждениях всеми законными способами.

Российское равнодушие и мы

А о России под Новый год писали? А как же! В том же Postimees Аймар Вентсель, доктор этнологии, рассказывает читателю о действительно шокирующем случае с белой медведицей, которую на острове Врангеля какой-то садист-идиот накормил взрывчаткой. Случай вопиющий, но для доктора этнологии это еще и повод обобщить: «Хотя в России не каждый день кормят медведей взрывчаткой, речь идет о распространившейся манере поведения, когда на ближних просто плюют. С одной стороны, дружелюбный и готовый помочь россиянин никуда не делся, однако параллельно существует и другой тип человека, брутально равнодушный. Такие люди проходят мимо лежащего на “зебре” сбитого подростка и ушибленного упавшим балконом пенсионера».

Зато есть страна Эстония, где перед пешеходом на переходе всегда притормозят, а упавшему завсегда помогут встать, где правители неравнодушны и гуманны, где лучшее блюдо – это кровяная колбаса, а не твой соотечественник. Страна людей без бревен в глазу, о которых и написать-то нечего, так что, если хочется хоррора, приходится искать его за рубежом. Правда же?

Впрочем, большинство понимает, что и мы как-то неидеальны. На карикатуре Оття Валика в Eesti Päevaleht медвежья лапа, явно принадлежащая Кремлю, – лишь один из множества кошмаров, угрожающих премьеру Таави Рыйвасу в наступившем году. Среди других конечностей спрута – рука нового президента, щупальце пограничного договора, мохнатая кабанья лапа свиной чумы, паучья нога нового бюджета, ботинок беженца и неподписанный костыль – народный гнев, не иначе.

Общественность негодует

Свадьба Тоомаса Хендрика Ильвеса стала инфоповодом, позволившим СМИ озвучить накопившиеся к нему вопросы. Редакция Õhtuleht спрашивает: каким останется президент в истории? «И слабовидящему видно, что он счастлив. Но нас куда больше интересует, какие задачи ставит он перед собой в оставшееся ему на его посту время. В предновогоднем интервью мы услышали, что президент хочет отдохнуть. Это желание словно закрыло собой все другие... Апатичный и неотдохнувший работник не принесет пользы ни на одном поприще». Отмечая, что, судя по всему, интересы Ильвеса вертятся ныне вокруг новой первой леди, газета надеется, что Ильвес выдвинет еще какую-нибудь мощную инициативу и не останется в истории «главой государства, который менял жен и сумел загнать гражданское движение в ледовый погреб».

Достаточно безжалостна к Ильвесу главред Eesti Päevaleht LP Ингрид Вейденберг: «Эстонский народ уже второй год следит за шоу из частной жизни, которое разворачивается на государственном уровне. Все это время президент не был со своим народом, он решал очередной кризис собственной личной жизни». Вейденберг явно оскорбляет то, что нам врут: «Личную сагу президент доносил до общественности крайне невнятно. Большинство понимает, что по капле просачивающаяся информация избирательна и умело скомбинирована. Людей можно дурачить какое-то время, но они не идиоты. Так, многим уже ясно, что отношения Ильвеса и Купце длятся значительно дольше, чем нам говорят».

Во-вторых, печальны судьбы Эвелин Ильвес, которую чернили, хотя дело было совсем не в ней, и Ийви Анны Массо, экс-советницы Ильвеса, – в 2014 году журнал Kroonika объявил ее любовницей президента, и не исключено, что за этим стояла попытка «бросить на дзот» постороннего и прикрыть Ильвесовы тылы. «Больше честности! – призывает Вейденберг. – Частная жизнь президента должна быть столь же прозрачна и понятна, как его решения».

Кто придет после него?

Преувеличенное внимание к Ильвесам многих огорчает. В Õhtuleht их защищает уполномоченная по гендерному равноправию и равному обращению Лийза Пакоста: нападки на национальность Иевы а-ля «президент не должен вступать в интимные отношения с иностранкой» недопустимы. Равно не должна стать предметом публичного обсуждения и жизнь ее детей.

В Postimees личную жизнь президента не обсуждают, зато критикуют его новогоднюю речь. Евродепутат Индрек Таранд воспринял ее как речь уставшего, впавшего в апатию человека. «Голова государства болит, ей нужно болеутоляющее. В больную голову не помещается много мыслей, не говоря о чем-то масштабном. Она давно утратила здоровое чувство юмора и ежедневное желание трудиться... Никто не принуждает больную голову быть главой государства. Есть процедура отставки, народ не ударится в панику... Гражданам по большому счету все равно, потому что именно Ильвес сумел убедить большинство, что институция президента на деле не нужна».

К тому, чтобы отменить президентство, склоняется в той же газете и писатель Атс Миллер: «Если внимательно изучить функции и компетенцию президента, станет ясно, что он почти ничего не делает. Разве что произносит речи при раздаче медалей и служит довольно полезным фильтром, не провозглашая законы, противоречащие здравому смыслу и Конституции. Еще дублирует некоторые функции МИДа...» Может, и не нужен он нам, президент? Особенно такой. И где взять другого-то?

Комментарии
Copy
Наверх