Польша в состоянии внутренней холодной войны

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Зигмунд Дзеньчоловский.
Зигмунд Дзеньчоловский. Фото: Erakogu

Сформированное в ноябре прошлого года новое правительство Польши посредством своих решений сумело взять под контроль СМИ и судебную систему, что привело к появлению раскола в обществе.

Историк и колумнист Таави Минник поговорил с польским политологом, журналистом и документалистом Зигмундом Дзеньчоловским о том, что происходит в Польше сегодня.

- Почему новое польское правительство старается взять под контроль СМИ и судебную систему?

- Выборы в парламент состоялись в конце октября, а правительство сформировано в ноябре прошлого года. Сразу после прихода к власти, новое правительство партии «Право и справедливость» («ПиС») стало проводить активную политику: принимать укрепляющие партийную власть законы, которые, вероятно, помогут построить то будущее, о котором они заявляют. Политики «ПиС» посчитали, что контроль над государственными СМИ (частный сектор пока не трогают), контроль над Конституционным судом имеет ключевое значение для воплощения их планов в жизнь. Находясь у власти с 2005 по 2007 год, «ПиС» получила урок, когда Конституционным судом были отклонены предложения о ключевых законах. Поэтому люди Качиньского решили разобраться с Конституционным судом, заблокировать его работу, приняв закон, который усложняет процессы рассмотрения дела и принятия решений. Этот фланг «ПиС» себе обеспечил. Следующий шагом стал «малый закон о СМИ»; раньше руководство государственных СМИ, телевидения и радио выбирались на сложной конкурсной основе и имели определенный срок своих полномочий. Теперь же новый закон дал право полностью уволить прежний состав руководства и назначить новых людей. К примеру, председателем правления государственного телевидения был назначен Ярослав Курский. Он довольно жесткий политик, и все понимают, что его назначение повлечет за собой большую чистку, особенно в информационных программах. К примеру,  новость о том, что рейтинговое агентство Standard & Poor’s объявило о снижении суверенного кредитного рейтинга Польши из-за политической неразберихи в стране, была новостью номер один на коммерческих каналах. На государственных каналах этому уделили три секунды. Идет чистка информационных программ, политики «ПиС» открыто заявляли, что не позволят государственным СМИ критиковать их политику и программу реформ. Поэтому закон о СМИ был принят сознательно. И на очереди новые законы, которые укрепят власть «ПиС», например, закон о реформе министерства юстиции. В настоящее время генпрокурор и министр юстиции - два разных человека. Но «ПиС» приняла решение о слиянии этих организаций, и один человек будет исполнять должность прокурора и министра юстиции. Понятно, что это дает полный контроль над прокуратурой, которая является ключевым инструментом для контроля над обществом. «ПиС» идет по пути укрепления и централизации власти, открыто заявляя, что необходимо укрепить правительственный аппарат, чтобы Польша стала самостоятельным государством. 

- В европейских СМИ говорят о «повороте» и «путинизации» Польши. Это так?

- Сейчас в Польше мы находимся в состоянии холодной гражданской войны. Общество расколото. С одной стороны - представители либерального крыла, для которых главной ценностью является европейская модернизации, с другой - люди, которые делают акцент на патриотические ценности, заявляя, что не будут терпеть указания из Брюсселя и не желают быть площадкой для международных корпораций, высасывающих всю прибыль. Вторая группа желает сама определять повестку дня, укреплять семейные ценности и католические традиции, отстаивать свою идентичность. Раскол произошел между людьми, которым нравится и удобен Шенген, которые работают в международных корпорациях в Польше и хотят чувствовать себя частью современного европейского общества и людьми, которые всего этого опасаются. Они понимают, конечно, что есть польза – деньги из Брюсселя плывут рекой, но одновременно с этим у них более провинциальные настроения, они не хотят никакой интеграции, не хотят мигрантов, воспринимая это как угрозу для традиционных польских ценностей.

Корни такого политического поведения уходят в далекое прошлое, к временам раздела Польши. Люди, чьи предки жили, когда страна была в составе Российской империи, ведут себя иначе, чем те, чьи предки жили на территории Австрийской империи. Следы разных менталитетов заметны до сих пор; люди, жившие при немецком правлении, прагматичные, хорошие хозяйственники, и они будут голосовать за «Гражданскую платформу» либо за новую партию «Современность» (Nowoczesnosc). Большие города будут на европейской стороне, а сёла на юге и юго-востоке поддержат «ПиС». Отмечу, что раскол идет не только по территориальному признаку, но и по возрастному: «ПиС» пользуется большой поддержкой среди молодежных националистических группировок - они выходят на марши независимости, реконструируют исторические события, в которых проявляется польская готовность принести себя в жертву во имя родины. Им противостоят либералы, которые понимают преимущества ЕС.

«ПиС» заявляет, что прежнее государство сгнило, оно допускало отвратительные аферы, госаппарат был неэффективен, что следует воссоздать и укрепить государство. Либеральное крыло, заявляет в свою очередь, что «ПиС», идя по пути укрепления власти, лишает людей основных свобод, разрушает достижения последних 25 лет - европейскую интеграцию, модернизацию общества, понимание того, что нужно соответствовать определенным европейским стандартам. Эти два лагеря непримиримы.

Разговоры о «путинизации» - преувеличение. Здесь, конечно, есть программа укрепления и централизации государственной власти, но, по моему мнению, путинский режим - это что-то большее. Путинскому режиму нужны политзаключенные, нужны дубинки, которыми он разгоняет мирные демонстрации, нужны политические убийства. В Польше, к счастью, этого нет; я выходил три раза на митинги против нового правительства, все прошло мирно. Но тревожные сигналы есть: людям либеральных взглядов не нравится язык, на котором с обществом разговаривает Качиньский и его люди - «мы наведем порядок!», «из-за вас развалилась государственная система!», «вы допустили коррупцию, позволили немецкому капиталу завоевать наше хозяйство!». Качиньский позволяет себе жесткие заявления: «Как я могу с вами разговаривать? Вы - поляки худшего сорта! Вы жалуетесь на нас в Европу!». «ПиС» добавляет в свою риторику моральную составляющую: мы хорошие, а вы - говнюки.

- В последнее время в Польше можно наблюдать возрастающие антинемецкие настроения. Как далеко готово пойти правительство в конфронтации с Германией? Может ли появиться блок Польша-Венгрия-Чехия против Брюсселя и Берлина?

- Этот вопрос существует, об этом говорят некоторые политики «ПиС», об этом говорит нынешний министр иностранных дел Витольд Вашиковский: нужно укреплять связи внутри Вышеградской группы. Но надеяться, что эта группа сможет противостоять Германии - несерьезно. После первой волны жестких антинемецких высказываний наблюдается спад. В то же время политики «ПиС» заявляют, что ЕС для Польши очень важен, что необходимо развивать и укреплять дружеские отношения с Германией. Ясно, что разрыв отношений с Германией будет иметь катастрофические последствия на всех фронтах, не только в области экономики, но и в области политики. К примеру, Польша говорит, что следует укреплять восточный фланг НАТО, что на ее территории и территории других стран необходимо разместить военные базы Североатлантического союза. Но все же понимают, что никаких баз не будет, если Германия начнет сопротивляться этому! Для Вашингтона отношения Польши и Германии имеют ключевое значение, Вашингтон не будет играть в самостоятельную игру с Польшей. Кроме того, с точки зрения Америки, самым надежным союзником является Германия, которая обладает самой сильной экономикой в ЕС.

На днях президент Дуда должен полететь в Америку, но Вашингтон пока не назначает дату его встречи с Обамой. Это неприятно, поскольку Польша позиционирует себя как самого надежного союзника США в регионе, но США наблюдает, что происходит с политической системой в Польше. Но послушайте, с точки зрения польской политики, это вообще невероятные вещи! Польша была примером проведения реформ, это была страна, которая могла гордиться тем, как блестяще она прошла непростой пути интеграции в Европу. Она была надежным союзником США, отправляла своих солдат в Ирак и Афганистан, в бывшую Югославию… И вдруг - критика в сторону Польши! Конечно, политики «ПиС» понимают, что это может повлечь за собой серьезные последствия. Поэтому в последние пару дней позиция «ПиС» несколько смягчилась, несмотря на заявления, что Польшу не волнует, что о ней говорят за ее пределами.

- Когда выбирали президента, восточная и западная Польша разделилась. С чем это связано? Может ли этот раскол при власти нынешнего руководства стать сильнее?

- Модели электорального поведения одни и те же много лет. «ПиС» молодая партия, ей около 12 лет, прежде были другие партии, с другими названиями, где участвовали одни и те же люди, вроде Ярослава Качиньского. Его первая партия - «Центристское соглашение» (Porozumienie centrum), очень похожа на нынешнюю «ПиС», тоже имела большинство на юго-востоке Польши. На севере страны поддерживают либералов. Картина сложная; сказывается влияние не только разделов Польши, но и тектонические передвижения населения после войны, количество образованных людей, понимающих, как устроен современный мир, влияние католического костела. Нужно понимать, что приход «ПиС» к власти - это стечение обстоятельств: на выборах они получили 18% голосов от общего числа избирателей. Но назвать это сокрушительной победой трудно - в Польше явка традиционно небольшая. Но даже наличие такой поддержки не означает, что своим оппонентам можно закрывать рот.

Раскол будет углубляться; я не вижу предпосылок для смягчения позиции, которую занимает правящая партия. Представления о том, что верно, справедливо, о том, куда следует идти - слишком идеологизированы. В нашем парламенте происходит диалог глухонемых: приходят люди из «ПиС», предлагают проект нового закона, им отвечают, что нужно подумать, внести поправки, обсудить, но этот закон принимается за секунды! И когда представители оппозиции пытаются публично критиковать «ПиС», им отключают микрофоны, им закрывают рот. Что мы получим в итоге, если так будет продолжаться? Часть общества живет с ощущением, что они лишены своих прав и не могут влиять на происходящее в стране. Сторонники либеральных партий заявили, что они выйдут на улицы, на что Качиньский ответил, что он тоже мобилизует людей и выйдет на улицы, и их будет в два раза больше. Это опасный и сумасшедший путь, это не наши методы, нам есть, что терять. Но протесты будут продолжаться.

- Во время недавних протестов против правительства и реформ, протестующие передали привет Путину, намекая, что это принесет пользу России. Как вы прокомментируете это?

- Путин в Польше - отрицательный персонаж. Меня иногда спрашивают: «Если Польша поссорится с Германией и остальной Европой, постарается ли она восстановить дружеские отношения с Кремлем?» - «Этого быть не может!» - отвечаю я. Причина проста: мы имеем определенный исторический опыт и представления о том, где мы находимся - между двумя державами. И с каждой из них у нас свои счеты, свои проблемы. В Польше распространены убеждения, что российское военное вторжение привело к аннексии Крыма и войне в Донбассе, что Россия пытается задушить преобразования на Украине. Понятно, что с такими представлениями о России никто здесь не испытывает симпатии к Путину, за исключением каких-то маргиналов. Существуют негативные представления и о Германии: она идет неверным путем, создает кризис мигрантов, немцы - лицемеры, поскольку оказывают нам поддержку, но в то же время используют Польшу как большой рынок - здесь немецкие банки и предприятия, 80% СМИ находятся под немецким контролем. Но в Польше все понимают, что Германия - прекрасно организованная демократическая страна, с сильной экономикой, и никто в здравом уме не будет разрывать с ней отношения. А что делать с Россией? Нынешняя Россия - гнилое фашистское государство, военизированное, с огромной коррупцией и непредсказуемым президентом. Никакого поворота здесь в ее сторону здесь не будет.

Комментарии
Copy
Наверх