Молодое поколение Турции впервые видит злую Россию (6)

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам Селима Кору, турки не считают русских злобными людьми, но они против того, что творит российский режим.
По словам Селима Кору, турки не считают русских злобными людьми, но они против того, что творит российский режим. Фото: Рауль Меэ

Россия, одной рукой обеспечивая поток беженцев из Сирии в Европу, а другой рукой финансируя европейские радикальные движения, искусственно создает в Европе кризис, заявил аналитик турецкого Фонда по изучению экономической политики (TEPAV) Селим Кору в интервью Postimees, которое он дал во время проходившей на минувших выходных в Таллинне Международной конференции Леннарта Мери.

Что произошло в отношениях Москвы и Анкары после того, как 24 ноября прошлого года был сбит российский военный самолет, вторгшийся в воздушное пространство Турции?

После этого инцидента Россия ввела санкции. Сначала военные, затем шаг за шагом остальные. В течение нескольких недель после инцидента в отношении Турции были введены экономические санкции, отменен безвизовый режим, турецким предпринимателям стало крайне сложно вести бизнес в России. Теперь россияне начинают говорить о новых санкциях. Трудно сказать, пойдут ли они еще дальше.

В дипломатических отношениях, если эти отношения  складываются нормально, действует принцип взаимности: за действиями одной стороны непременно следуют ответные шаги. Турция со своей стороны ничего не предприняла. Она хочет быть уверена в том, что не будут сожжены все мосты, что можно будет вернуться к прежним отношениям. Россия со своей стороны пока не подает на это надежды.

Можно ли увидеть здесь параллели с теми санкциями, которые ввела Россия в отношении большинства стран ЕС и НАТО (Турция в их число не входила – прим. ред.) после того, как над Украиной был сбит пассажирский самолет МН17?

Эти санкции наносят ущерб России точно так же, как Турции: они негативно влияют на российскую экономику, на отношения с остальным миром, в том числе с Европой. Например, когда проект газопровода South Stream («Южный поток») был закрыт, Россия заявила, что построит Turkish Stream («Турецкий поток»), который пройдет через Турцию. Теперь об этом газопроводе не может быть и речи.

Готова ли Россия в итоге отказаться от такого поведения, видя, какой ущерб оно наносит? Не знаю. Судя по тому, что она делает в Европе и Сирии, –нет. Россия, например, финансирует радикальные движения в Европе, политика, проводимая ею в Сирии, направлена на то, чтобы Европу на-воднили беженцы. Таким образом, она искусственно создает кризис, не так ли?

Пока ничто не указывает на то, что Россия изменит свою позицию в отношении Турции.

Острый конфликт с живущими на юго-востоке вашей страны курдами может быть связан с действиями России?

Вполне. Судя по материалам в российских пропагандистских изданиях, Россия на стороне курдов и поддерживает их независимость. Как-то вдруг российские издания стали поддерживать Рабочую партию Курдистана (РПК, в Европейском союзе включена в список террористических организаций – прим. ред.).

С точки зрения Турции РПК является сепаратистской группировкой, действующей путем насилия. Россия поддерживает РПК, и понятно, почему она это делает, она хочет иметь рычаг влияния на Турцию. Тем самым она дает понять, что мы, мол, поддерживаем курдов потому, что вы, турки, против России, и мы вас так наказываем.

Россия поддерживает РПК через пропагандистские СМИ. Трудно сказать, насколько активно Россия поддерживает их борьбу в самой Турции. Нам, например, известно, что партия сирийских курдов «Демократический союз» (PYD) связана с режимом Башара Асада и Россией. Время от времени между PYD и режимом Асада возникают разногласия, но в целом они неплохо ладят друг с другом. То есть идет постоянное сотрудничество. У России с PYD тоже хорошие отношения. В настоящий момент в этом регионе интересы РПК и России также совпадают.

Считаете ли вы местью то, что сейчас происходит на территории Сирии у границы с Турцией, населенной туркменами (позиции сирийских туркмен, народа тюркского происхождения, активно бомбят российские самолеты – прим. ред.)?

Очень на то похоже. Если посмотреть, как некоторые российские каналы рассказывают о туркменах, не иначе как об экстремистах и террорис-тах…

…в отличие от членов борющейся за свободу РПК?  

Вот именно. Если говорить обобщенно, то практически все группировки, сражающиеся против сирийского правительства, являются исламистскими.

Но среди антиправительственных группировок сирийские туркмены являются одними из самых умеренных. Не стану утверждать, что они придерживаются светской идеологии, но они наименее привержены принципам салафитов.

Россия утверждает, что туркменские группировки террористические, и что их нужно уничтожать. Такое объяснение нужно было Кремлю потому, что регион, который наиболее активно подвергается бомбардировкам, населяют туркмены.

Какие чувства испытывает к России турецкая общественность? Настроена ли она критически и поддерживает ли в этом вопросе правительство?

В этом вопросе население Турции в каком-то смысле напоминает жителей стран Евросоюза. Они уважают русскую культуру и цивилизацию, но им не нравится режим Владимира Путина.

В Крыму по-прежнему проживает 300 000 татар (тюркский народ, в Турции представлен большой общиной – прим. ред.). В дома этих людей вторглись чужаки, их землю аннексировали. В Анкаре и других турецких городах против этого насилия прошли большие манифестации.  

Турки не утверждают, что русские – это какие-то злобные люди, но они говорят, что нельзя допускать того, что творит нынешний российский режим. Россия вторг-лась в воздушное пространство Турции, Россия поддержала сирийский режим. Туркам это не нравится. Говоря «Россия», я имею в виду правительство Путина.

Если посмотреть на историю турецко-российских отношений, то туркам очень просто вспомнить старую вражду к России. Исторически у нас было много противостояний.

У моего поколения – я имею в виду 30-летних – нет проблем с самой Россией. Мы связаны с ней бизнес-отношениями. Россия является важным торговым партнером Турции. У нас много русско-турецких смешанных браков. Хорошо обстоят дела в сфере культуры. Благодаря российским запасам нефти и газа у нас были налажены связи в сфере энергетики.  

Последние двадцать лет, которые пришлись на мое поколение, поддерживались хорошие отношения, показавшие, что вражда, обусловленная исторически, не может длиться вечно. Но если государство ведет себя так, как Россия – в стиле XIX века, – неизбежно следует реакция, и народ начинает говорить об этой стране нелестные вещи.

Какие главные цели связывает Турция с саммитом Североатлантического альянса, который 8-9 июля пройдет в Варшаве?

Южная граница НАТО по понятным причинам очень важна для Турции. Крымский вопрос, присутствие России в Сирии сделали НАТО стратегически еще более важным для Турции. В стратегическом плане отношения Турции с НАТО складываются очень хорошо.

Селим Кору

* Окончил Висконсинский университет в Мадисоне (степень бакалавра по истории), университет Джона Хопкинса (магистр по международным отношениям и экономике).

* Аналитик Фонда по изучению экономической политики TEPAV (Анкара). Фонд TEPAV считается аналитическим центром, близким к либеральным и деловым кругам.

Комментарии (6)
Copy

Ключевые слова

Наверх