Колумнист Вадим Штепа: выборы президента - проще и дешевле!

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вадим Штепа.
Вадим Штепа. Фото: личный архив

Почему бы политикам Эстонии не изучить на будущее опыт Германии, в которой президента без лишних проволочек выбирает местная коллегия выборщиков? Об этом пишет колумнист Вадим Штепа.

Как журналисту, имеющему лишь временный вид на жительство в Эстонии, с моей стороны, может быть, не вполне корректно выступать с критикой процедуры организации президентских выборов. Как они устроены и нужно ли что-то менять – это, конечно, дело исключительно самих граждан страны. Поэтому я просил бы рассматривать мои соображения не как некие рекомендации, но как информацию к размышлению на основе мирового опыта.

Прежде всего хотелось бы отметить, что безусловным плюсом эстонской государственной системы, на мой взгляд, является то, что она принципиально устроена как парламентская республика. Подобное устройство – надежная гарантия того, что здесь не возникнет чья-то персональная «вертикаль власти», которая сегодня установлена, например, в России. Там эта вертикаль фактически подавила всю свободную политическую жизнь.

Президент Эстонии – должность скорее представительская. Тем не менее, процедура его избрания может оказаться весьма сложной и затянутой, как многие наблюдали на выборах текущего года.

Действующие эстонские законы предусматривают, что президент избирается в ходе максимум трех раундов в парламенте. Если никому из кандидатов не удалось получить квалифицированного большинства голосов (две трети депутатов), в дело вступает коллегия выборщиков, которую составляют члены Рийгикогу и депутаты местных самоуправлений. Если и на этой коллегии в ходе двух туров президента избрать не удается, вопрос возвращается в парламент – и инициатива выдвижения кандидатов переходит к его совету старейшин.

Это может быть даже единственный кандидат – 3 октября именно таким кандидатом и стала Керсти Кальюлайд.

Электоральный механизм выглядит несколько громоздко и контрастно по сравнению с относительно небольшим объемом полномочий, которые выполняет президент Эстонии. Оперативное управление страной находится в руках премьера, который также утверждается членами Рийгикогу. Фактически получается, что парламент избирает обоих высших должностных лиц, что приводит к некоторому их дублированию.

Каким образом решают подобную ситуацию в других европейских странах, также парламентских республиках?

Можно обратиться к опыту ФРГ, где президент тоже исполняет в основном представительские функции. Если канцлер (премьер-министр) избирается бундестагом (парламентом), то президента выбирает федеральное собрание, которое, согласно конституции Германии, «состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности».

Фактически это аналог эстонской коллегии выборщиков. Кардинальная разница в том, что немецкого президента федеральное собрание избирает сразу, без предварительных раундов в бундестаге, причем для победы кандидату достаточно набрать простое большинство голосов.

Почему бы политикам Эстонии не изучить этот опыт на будущее? Его применение позволило бы существенно упростить и удешевить процедуру избрания президента. И, что не менее важно, избавило бы людей от впечатления, будто президент и премьер дублируют друг друга, поскольку избираются по схожей модели. Если перенять опыт Германии, они будут не дублировать, но дополнять друг друга. Премьер представляет политическое большинство в парламенте, президент – большинство местных самоуправлений.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх