Юри Луйк: быть ли атомной войне? (26)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юри Луйк.
Юри Луйк. Фото: Mihkel Maripuu

Европа живет в открытом всем и каждому мире мягких ценностей, жаль только, что об этом никто не информировал президента Путина. Достойная сожаления история: мы живем с XXI веке, в плане социальных сетей стучимся в двери XXII века, а Путин живет в более чем неприятной части XX века, пишет на портале Postimees глава Международного центра оборонных исследований Юри Луйк.

Неприятие Путиным Запада за 16 лет пребывания у власти развилось из дискретного негодования в полномасштабную ненависть. После аннексии Крыма в 2014 году отношения России и Запада обострились до крайности, и к настоящему времени ситуация не выправилась. Скорее наоборот. Целый ряд инициированных самим Путиным воинственных шагов убедил его же в том, что он мог бы бряцать оружием еще энергичнее. Всё это принесло президенту большую пользу: жители пребывающей в сложном экономическим положении России все плотнее объединяются вокруг своего лидера и задают всё меньше вопросов.

Инфовойна, кибервойна, просто война

Впрочем, было бы неверно считать, что это единственный мотив Путина. 16 лет в золотых кабинетах Кремля породили в Путине чувство, что судьба поручает ему миссию восстановить былое величие России, стать человеком, имя которого впишут в книги о русской истории золотыми буквами. В отличие от своих западных оппонентов Путин может спокойно создавать свое наследие: ему не нужно ни ходить в парламент, ни представать перед независимыми журналистами, он может быстро принимать тактические решения, рисковать, до времени не открывать карт.

В последний месяц ситуация изменилась так, что даже по шкалу Путина напряжение в отношениях с Западом достигло экстремума. В игру привнесено ядерное оружие, и тяжелая тень атомной войны, сгинувшая было навсегда, благодаря Москве явилась нам вновь. В России идут учения, над ней летают межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования «Тополь» и базирующиеся на подлодках ракеты «Синева».

Через малоизвестные интернет-сайты стало известно, что отзываются домой семьи госчиновников. Городской глава Петербурга устанавливает военную норму хлеба. С огромной скоростью восстанавливаются построенные в советское время убежища. Российские федеральные телеканалы показывают стартующие ядерные ракеты и вздымающиеся ядерные грибы. Через глобальную сеть даже информация с маленьких сайтов быстро разносится повсюду.

Что же происходит на самом деле? Выведем за скобки вероятность того, что руководство соседнего государства окончательно попрощалось с реальностью, и сосредоточимся скорее на рациональных аргументах. Президентская гонка в США породила в Вашингтоне вакуум власти, который никуда не исчезнет после ухода президента вплоть до 20 января, когда случится инаугурация нового президента, и продлится еще несколько месяцев.

С точки зрения Путина возникло благословенное окно, которое просто ждет, чтобы его использовали. В этот промежуток времени возможно решить многие проблемы и достичь многих целей, практически не рискуя. Угроза атомной войны порождает ситуацию, в которой все конкретные цели Путина выглядят мелкими, а все уступки Запада ничтожными, если этой ценой можно избежать атомной войны. Отсюда ясно, что образ ядерного гриба – это инфовойна, однако с весьма серьезными последствиями.

Жарче всего в прямом, военном смысле слова, конечно, в Сирии. Последний важный опорный пункт сирийской оппозиции Алеппо, город на севере Сирии, силам Башара Асада завоевать до сих пор не удалось. Там сосредоточены поддерживаемые Западом силы оппозиции, которую Асад не может разбить, потому что у него не хватает мощи, и которую Россия не пожелала бомбить.

Теперь Путин решил пойди ва-банк и одним ударом обеспечить успех своего союзника. Поскольку наземные силы Асада очень слабы, от российских самолетов требуется усиленно бомбить противника, причем теперь нельзя щадить ни больницы, ни склады с продовольствием, ни насосные станции. Используются и осколочные гранаты, что само по себе – военное преступление.

Вторгнется ли Россия на Западную Украину?

Западные страны удивлены такой наглостью, однако у них отсутствует политическая воля что-либо предпринимать. Ведомства США все-таки попросили слать президенту предложения по воздушной операции против Асада. С точки зрения России подобная операция была бы крайне неприятна. У Путина останутся всего две возможности: бросить Асала на произвол судьбы или вступить в Сирии в непосредственные боевые действия с США.

Обе возможности для Путина одинаково катастрофичны, вот он и использует средства инфовойны, психологическую операцию, так сказать, виртуальную атомную войну для устрашения Обамы. Обаму, внешняя политика которого и так сверхосторожна, запугать нетрудно, оттого все военные решения сегодня ветированы. США усилила некоторые санкции, но и то до предела осторожно.

На деле сирийский конфликт для Эстонии опасен более прочих. В отличие даже от Украины это сегодня в мире единственный участок, где может случиться реальное военное столкновение России и США, и в этом случае Россия вскоре даст нам это почувствовать.

Некоторые наблюдатели считают, что целью Путина в ближайшее время вновь станет Украина. У России сейчас нет военных и экономических ресурсов захватить Украину одним ударом, хотя несколько месяцев назад этот вариант отрабатывали на учениях «Кавказ 2016». Известный российский аналитик Павел Фельгенгауэр предсказывает в середине января атаку на Молдавию через Приднестровье для оккупации Одессы.

Это более чем рискованно: российская армия в этом случае была бы весьма уязвима, регион потребовал бы действий флота и ВВС, а в этом случае речь шла бы уже об открытой агрессии. В каком-то смысле открытие нового фронта на Украине – сложнее всего, параметры западноукраинской политики достаточно хорошо проработаны. Скорее можно предсказать заметное усиление интенсивности военных действий на Восточной Украине и попытку расширить шаг за шагом оккупированные территории Донецка и Луганска. Новый президент США получит в наследство интенсивные военные действия на Восточной Украине, проблему которой нужно будет начинать «решать» заново.

Географически самая близкая к нам военная операция чревата военным конфликтом в самой малой степени, хотя нам она, естественно, не нравится больше всего. Речь идет о желании изменить стратегическую реальность в регионе Скандинавия – Прибалтика – Польша. В этом случае важную роль играет милитаризация Калининграда, куда кроме уже упомянутых ракет СС-26 «Искандер» в ближайшем будущем с большой вероятностью доставят и сверхэффективную систему противоракетной обороны С-400 «Триумф»

Прежде всего россиян тревожит планируемая система противоракетной обороны НАТО – в этой системе они видят опасность для своего ядерного устрашения, единственного серьезного оружия, которое уравнивает РФ с США. Схожая стратегическая партия в шахматы идет и на юге: я говорю о массивной милитаризации оккупированного Крыма, позволяющей при помощи мощной военной техники держать под контролем всё Черное море.

Не переусердствовали ли россияне с Обамой?

Иными словами, если планы Путина осуществятся, нового президента США ждет при вхождении во власть неприятный сюрприз. Путин эскалировал напряжение до такой степени, изменил геополитическую реальность так сильно, что президенту США не останется ничего, кроме как пробовать с Путиным как-либо договариваться, теперь уже на условиях Путина, либо смириться с положением, произнося при этом возмущенные речи. Третья возможность – в свой черед эскалировать ситуацию – для американского президента рискованна, особенно в первые месяцы его или ее пребывания на данном посту, когда его/ее команда будет только собираться.

В метаниях России есть известная доза замешательства. Как это часто случается с россиянами, в некоторых вопросах, давя на противников, они перегнули палку. Госучреждения США недвусмысленно заявляет, что кибератаки на штаб-квартиру демократов и почтовые ящики Хиллари Клинтон и ее сторонников связаны с госучреждениями России.

Как Обама, так и вице-президент Байден объявили о том, что США нанесет ответный удар там, где сочтет нужным. Планировал это Путин или нет, мир сейчас стоит на пороге мировой, разве что не ядерной, а кибервойны. Это классический пример того, что недооценка лидера другой страны может привести к драматическим последствиям. Гитлер считал слабаком Чемберлена, а потом Сталина. Не переусердствовали ли россияне в случае с Обамой? Что представляет собой кибервойна супердержав, мы пока не знаем, но, видимо, скоро-скоро узнаем.

Москва явно обеспокоена тем, что столь мощная поддержка Трампа раздражила как Клинтон, так и ее команду, и если они придут к власти, в Белом Доме может появиться серьезный и злой оппонент, которого так просто будет не обойти.

Отсюда и очередные угрозы: Жириновский советует американцам выбирать Трампа, если они хотят избежать ядерной войны с Россией. Устами этого младенца и раньше озвучивались угрозы, которые Кремль не хотел озвучивать сам. Естественно, никто в Кремле не верит, что Жириновский может поколебать американских избирателей; на самом деле это попытка очернить Клинтон, представить ее паталогической фанатичкой, которая желает войны. Жириновский дал интервью агентству Reuters, что гарантирует внимание публики по всему миру.

Следующие семь или восемь месяцев могут достаточно заметно повлиять на нашу безопасность. Само собой, возникает логичный вопрос: можем ли мы что-то сделать – или мы в этом театре всего лишь наблюдатели? Я уверен, что можем, и наше оружие – это прежде всего дипломатия, а также информация. Важнее всего объяснить нашим союзникам, что лучшее средство против нынешнего иррационального поведения РФ – это спокойно и уверенно идти дальше со своими планами, ничего никому не уступая.

Санкции должны сохраняться. Очень важную роль играет также предание огласке российской тактики: мне приятно, что Эстония была в первых рядах, когда огласке предавали секретную перевозку российских СС-26. Происходящее в Сирии и на Украине следует анализировать очень внимательно, особенно в Сирии, где западные и российские войска вступают в реальный бой, непосредственно меняя ситуацию с безопасностью Эстонии.

Перевод с эстонского.

Комментарии (26)
Copy

Ключевые слова

Наверх