Делать добро из зла - потому что его больше не из чего сделать

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: Repro

На стыке лет порой возникает ощущение условности, почти мистификации.

Сказывается, наверное, идущая из раннего детства инерция ожидания чуда в преддверии Нового года: милый дедушка Мороз, он подарки всем принёс… А у православных так и вовсе – всеми уже отмеченное, Рождество ещё только предстоит, да и старый Новый год длит надежды на волшебство. И вообще: жили-жили себе в одном году, а тут вдруг, бац – и уже в совсем другом. Как-то стрёмно… И конец декабря – начало января проходят в режиме перенастройки, при котором иногда  возникают странные ассоциации.

Пост сдал – пост принял!

Так, блазнится почти безумное. А именно: что Барак Обама и Дональд Трамп каким-то неведомым способом сговорились пару месяцев назад встретиться инкогнито в неформальной обстановке, скажем, в каком-нибудь баре на окраине, где меньше шансов быть узнанными, и без посторонних глаз и ушей. Может, даже прибегли к гриму и переодеванию. И состоялся между ними такой, примерно, разговор, а точнее даже – договор.

Трамп: Послушай, Барак, тебе всё равно осталось в Белом доме ночевать – всего ничего, так что терять в этом смысле тебе нечего. А мне же надо будет с первых дней вступления в должность зарабатывать очки, какими-то славными делами завоёвывать симпатии. Давай сделаем так: ты напринимай как можно больше нелепых решений. И чем нелепее, тем лучше, чтобы эта нелепость самому тупому обывателю в глаза бросалась. На высоколобых равняться не будем – всё равно не они рейтинг президенту делают.

Обама: Я что-то не очень тебя понимаю. То есть принцип ясен, но что же я такого могу напринимать, чтобы тебе это впоследствии пригодилось?

Трамп: Ну, вот вы, демократы, например, на каждом углу говорите, что вам помешали выиграть выборы русские хакеры. Идея, конечно, не ахти какая богатая, но в нашем случае может пригодиться.

Обама: Не вижу, каким образом.

Трамп: А ты посмотри пристальнее. Вы ведь только говорите, что они помешали. Но вы же ничего не предприняли, чтобы их за это наказать. Твои враги и даже некоторые бывшие сторонники утверждают на этом основании, что ты слабак, да и вся ваша Демократическая партия – сборище слабаков и лузеров. Вот и докажи, что это не так!

Обама: Как же я успею это доказать? Времени-то у меня совсем не осталось…

Трамп: Экий ты, право, … нерешительный! Тут времени особого не надо. Возьми, к примеру, да и вышли из страны пару-тройку десятков русских дипломатов. Дескать, это они и есть хакеры, или на крайний случай – их пособники, роли не играет. Да ещё что-нибудь с российской недвижимостью в Америке придумай, консультантов пригласи – они тебе подскажут…

Обама: Но тебе-то какой от всего этого прок?

Трамп: А такой! Я, как только присягу принесу, тут же все эти твои указы отменю и окажусь весь в белом. Ха-ха-ха, хорошенький каламбур получился: мол, и в Белом доме и в белых одеждах!

…Хотя весь этот диалог мною выдуман, но в таком варианте есть хоть какая-то логика. В отличие от реально предпринятых администрацией Обамы шагов по высылке российских дипломатов с семьями и аресту принадлежащей России недвижимости на территории США. То есть, возможно, для этого и были какие-то веские основания, кроме мести за хакерские атаки, но широкой общественности о них ничего не известно. И получается следующее: без пяти минут бывший президент могущественной державы, как обиженный школяр, элементарно подставился, рассчитывая, что эти русские предпримут «симметричные меры», и тогда можно было бы всему миру продемонстрировать их коварство и злобный характер. Но Путин не оправдал надежд и сделал широкий жест, отказавшись высылать из РФ пропорциональное число американских дипломатов. Естественно, заслужив при этом симпатии даже у тех, кто обычно относится к Владимиру Владимировичу без особого пиетета. Ну, и похвалу со стороны без всё тех же пяти минут будущего президента США, назвавшего решение ВВП «сильным ходом». Не думаю, что Путин очень рассчитывал на поощрение со стороны Трампа, но, согласитесь, всё равно приятно.

Алаверды к нам!

Что-то похожее происходит сегодня и в Эстонии. Только здесь и договариваться втихаря ни о чём не надо. Предыдущая коалиция во главе с Партией реформ оставила после себя такое наследство, что только знай – зарабатывай очки. Чем, собственно, и занялось новое правительство. А если быть совсем точным, то в первую очередь – Центристская партия, поскольку две других, входящих в нынешнюю коалицию, партии (Социал-демократическая и IRL) благополучно состояли в предыдущей, так что им приходится разгребать результаты собственного (законо)творчества.  

Первым делом центристы реализовали свои давние планы по изменениям в налоговом законодательстве, приведя его в соответствие с вызовами дня сегодняшнего, как они их понимают. И хотя новшества вызвали недовольство крупных предпринимателей и работодателей, которые даже обратились к президенту с просьбой не оглашать принятый парламентом новый пакет поправок к налоговым нормам, однако у большей части населения инициатива центристов встретила искреннее одобрение. Что более чем понятно: почти два десятилетия особыми преференциями в налоговой сфере пользовался в Эстонии крупный капитал. Настала пора восстановить если не справедливость (всё-таки это категория не экономическая), то, как минимум, баланс интересов. По мнению авторов новой системы, она призвана стимулировать малый и средний бизнес, а также частную инициативу в предпринимательской среде, что сегодня для Эстонии важнее, чем налоговые льготы для крупных корпораций. Естественно, последние с такой постановкой вопроса не согласны. Но налоговая система – это та сфера, где достижение консенсуса практически невозможно. Всегда интересы какой-то одной стороны будут учитываться больше – в ущерб стороне противоположной.

Вторым шагом новая коалиция, наконец, конкретно занялась решением проблем, накопившихся в сфере применения языков и, как следствие, в межнациональных отношениях. Впервые за последние годы открыто и предметно говорится о намерении правительства сохранить школьное образование на русском языке, обсуждаются конкретные механизмы реализации этих планов.

…Существует мнение, что будущее – это нечто эфемерное, а реально и объективно существует только прошлое. И есть настоящий момент – своего рода мостик между прошлым и будущим. Этот момент даётся для того, чтобы из прошлого создавать будущее. А поскольку в прошлом у нас преимущественно ошибки, то уместно вспомнить крылатую фразу из романа «Вся королевская рать» Роберта Пенна Уоррена: «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать...»

Комментарии
Copy
Наверх