Ээнма подозревают в преступной халатности (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Райне Ээнма (слева).
Райне Ээнма (слева). Фото: Toompea malevkond

История попавшего под подозрение в раскрытии государственной тайны или создания возможности для доступа к ней бывшего работника Госканцелярии Райне Ээнма шокировала его прежних коллег. Через руки Ээнма проходили документы, касающиеся работы Департамента информации и КаПо, а также он работал в подчинении у так называемых координаторов разведки Андреаса Анвельта и Кристьяна Прика. 

По сути это азбучный пример для всех людей, которые имеют дело с документами под грифом "секретно": халатное поведение может привести к неприятным последствиям.

В прошлый четверг сотрудникам Полиции безопасности пришлось заниматься тем, что по-человечески делать им было крайне неприятно: они должны были задержать человека, который еще на прошлой неделе был их партнером в Государственной канцелярии. Сыщики КаПо и Ээнма не были знакомы напрямую, но их связывала профессия и секретная работа в государственном учреждении безопасности.

Поэтому общественность не должна была узнать о том, что Ээнма работал советником Бюро безопасности и координации Госканцелярии. Но поскольку в этом плане еще пару лет назад законы были более мягкими, государственные департаменты несмогли опровергнуть эту информацию - в Интернете можно найти ссылки на его зарплату пятилетней давности.

Детали и объем преступления подозреваемого расследующие дело Государственная прокуратура и Полиция безопасности разгласить не могут, поскольку следствие еще идет. В процессе создания этого материала Postimees общался со сталкивавшимися с Ээнма людьми, но их имена мы называть не будем.

Насколько известно, Ээнма стали подозревать в небрежном обращении с информацией, содержащей государственную тайну, уже после его сокращения. Это означает, что сокращение Ээнма произошло - скорее всего -  по "естественным причинам": исходя из результатов его деятельности и в связи с реорганизацией. А расследование началось уже когда Ээнмаа больше не имел доступа к государственной тайне.

А во времена его службы он имел доступ к письменной секретной информации. Вполне логично, что если человек соприкасается с гостайной, он запоминает ее содержание, и ему все время нужно контролировать себя, чтобы держать язык за зубами. Но хранение бумаг с грифом "секретно" дома - это преступление.

Работа с документами, содержащими гостайну, в последние годы изменилась таким образом, что взять бумаги домой практически невозможно. Повторение случая бывшего министра обороны Маргуса Хансона, у которого украли портфель с секретной документацией, сейчас, после введения различных правил и реорганизации труда, исключено.

Но есть то, что предотвратить невозможно: человек может копировать информацию. Например, у него есть записная книжка или документы, на которых сделаны пометки от руки. Вынести что-либо вроде этого из помещения, предназначенного для работы с секретными документами означает нарушение закона, и, прекращая трудовые отношения, чиновник в любом случае должен избавиться от каких-либо записей.

Об этих требованиях Ээнма, конечно, знал, поэтому то, в чем его подозревают, нельзя считать простой халатностью: это был его выбор.

До Полиции безопасности информацию о возможно незаконной деятельности Ээнма явно дошла через его прежних коллег по Госканцелярии, поскольку для начала расследования и задержания должно быть основание. Если исключить вероятность того, что следствие в отношении Ээнма началось раньше, то так быстро получить информацию о возможном преступлении можно было только от его коллег. Разве что Ээнма где-то разболтал государственную тайну...

Последний вариант специалисты все же считают невероятным: он был опытным чиновником, почему не мог ошибиться за эти пару дней. Более того, эта тема (хранение гостайны) в последние годы находилась под пристальным вниманием Полиции безопасности. Было немало случаев, когда чиновникам выносили приговоры по той же статье, также этой теме посвящен целый раздел в ежегоднике КаПо.

Каковы точные детали этой истории, следствие выяснит в течение ближайших месяцев, когда Ээнма успеет уже много раз раскаяться в совершении самой крупной ошибки в своей жизни. Он явно понимает, что ему будет сложно после этой истории продолжить карьеру чиновника и преподавателя Академии МВД.

Справка:

Райне Ээнма:

1991-2000 руководитель бюро Департамента полиции;

2000-2006 руководитель бюро урегулирования кризисов МВД;

2006-2017 советник бюро безопасности и координации Госканцелярии.

Внештатный преподаватель по двум предметам в Академии МВД: международные и внутригосударственные правовые регуляции в области внутренней безопасности, и современные угрозы безопасности и масштабная государственная оборона. Четыре раза был научным руководителем у дипломников.

Командир подразделения Тоомпеаской дружины Кайтселийта.

КОММЕНТАРИЙ

Агнесс Суурматс-Отс, пресс-секретарь КаПо

Ответственность не заканчивается с прекращением трудового договора

В свете очередного случая Полиция безопасности напоминает, что лица, которым доверен доступ к государственной тайне, обязаны хранить тайну как во время срока действия  разрешения на доступ к ней, так и после его окончания. Ответственность за хранение гостайны не заканчивается с прекращением срока действия разрешения, а ответственность за нарушения может наступить и годы спустя.

Лица, у которых нет разрешения на доступ к гостайне, но которые по какой-то причине с ней соприкасаются или считают, что соприкоснулись с информацией, содержащей гостайну, обязаны незамедлительно сообщить об этом Полиции безопасности и обеспечить защиту информации.

Комментарии (1)
Copy

Ключевые слова

Наверх