На границе перекрыли топливный бизнес

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Калев Ваакс готов сделать 300-километровый крюк по Латвии, чтобы не платить акциз.
Калев Ваакс готов сделать 300-километровый крюк по Латвии, чтобы не платить акциз. Фото: Силле Аннук

Сегодня в полдень десятки перевозчиков горючего собираются на эстонско-российской границе, чтобы выразить протест против длящегося вторую неделю жесткого поведения таможенных чиновников. Дело в том, что налогообложение дополнительного топлива лишило тамошних водителей прибыльной работы.


Рейн из Вырумаа ведет свой приграничный бизнес последние два года. Поначалу приходилось возить клиентам горючее аж за 200 км, но теперь схема отработана, и клиенты сами приезжают к нему. За один месяц он делает в среднем 40 поездок.

Чистая прибыль с одной ходки составляет 38 евро, то есть около 1500 евро в месяц — крупная сумма, и не только для Южной Эстонии, но и по меркам столицы. «А что, было бы лучше, если бы я сидел у государства на шее, клянчил пособие по безработице и бедствовал?»

Пограничный бизнес

Бизнес с российским топливом дает средства для жизни сотням жителям Южной Эстонии. Однако на прошлой неделе Налогово-таможенный департамент занял жесткую позицию: человек, которого на границе сочтут торговцем горючим, должен назвать, куда он следует, а за излишек горючего, который должен остаться после приезда в названное место, заплатить акцизный налог — чтобы этот своеобразный бизнес приносил доход и эстонскому государству.

Например, если водитель Volkswagen Passat на границе скажет, что место назначения его поездки — город Тарту, то за оставшееся от поездки топ­ливо в бензобаке автомобиля ему придется выложить 40 евро.

«Как в Эстонии начала 1990-х! Кооперативное время — делайте, но платите!

Государственная мафия!» — негодуют мужчины, которые пытаются выживать и кормить семьи в регионе с самым высоким уровнем безработицы. За горючим ездят и бюджетники, и предприниматели, и таксисты со всей округи, и хуторяне.

Зачем просиживать время перед телевизором, если можно заработать денег для себя и подсобить соседу более дешевым топливом.

Закрыть топливный бизнес невозможно, зато его можно сделать неудобным и не очень прибыльным, при помощи строки закона: «При въезде в Эстонию на моторно-транспортном средстве разрешается провозить не облагаемое акцизным налогом моторное топливо в количестве, необходимом, чтобы доехать до мес­та назначения; горючее, которое находится в стандартном бензобаке автотранспортного средства и которое используется только в этом же автотранспортном средстве».

Не удивительно, что среди жителей Южной Эстонии резко возросла популярность таких мест назначения, как Литва, Польша, Таллинн и Хельсинки. На самом деле, местом назначения поездки зачастую называют «все пространство Европейского Союза», несмотря на то, что личный гараж может находиться в 20 км от погранпункта Лухамаа в деревне Обинитса. В рассказы о Польше пограничники, конечно же, не верят.

Водителей раздражают пробелы в законе, двойная мораль и то, что пограничники теперь опираются не на факты и доказательства, а на догадки и домыслы.

Чтобы не платить

В понедельник вечером из очереди пересекающих границу автомобилей было, так сказать, выведено около двадцати машин, к обеду вторника из них осталось четыре.

Большая часть водителей согласилась заплатить акциз, однако нашлись и те, кто предпочел вернуться обратно в Россию и ехать в Эстонию через Латвию, чтобы только не платить.

Получается примерно 300-километровый круг, однако принцип порой бывает важнее.

Например, для Сергея, который по паспорту значится как Калев Ваакс. На нем надета майка с надписью «СССР», у него есть кружка и зажигалка с российской символикой, он очень зол на эстонское государство.

К пополудню вторника он, настаивая на своих правах, провел на границе уже больше суток, и был очень недоволен, когда один инвалид-латыш, продержавшийся более 30 часов, наконец, сдался, заплатил акциз и быстро переехал границу, дымя глушителем. «Вот этого я не понимаю», — в сердцах воскликнул Сергей, автомобиль которого таможенники отправили на рентген.

Все денежные расчеты, по крайней мере, в Лухамаа ведутся наличными деньгами. Если после 24 часов ожидания тоска по дому становится сильнее, чем акцизная сумма, при отсутствии наличных приходится звонить домой, чтобы кто-то перечислил деньги и вызволил из-за шлагбаума.

В последний раз Сергей был на границе 28 июня, и тогда с проездом никаких проблем не было. «Это выспрашивание пункта назначения просто абсурдно. Комедия! Я очень подвижный человек — машина у меня всего четыре месяца, но за это время я наездил уже 28 000 километров! Я бедный человек и не могу со своей пенсии оплачивать акциз! На пенсию я могу 10-15 раз в месяц съездить в Россию, поскольку мне нужен свежий воздух. Воздух эстонской страны дураков мне не подходит», — заявил мужчина.

Однако наряду с бравадой есть у него и своя правда: «Таможенники считают меня торговцем горючим. Они считают, что я занимаюсь этим бизнесом из экономических соображений, но ведь это всего лишь их мнение! И то, что я не поеду в названное место назначения, тоже всего лишь мнение или убеждение таможенника. Я упрямый и могу постоять за себя, так я лучше вернусь в Россию и приеду в Эстонию через Латвию, но платить не буду!»

Сотрудников таможни он не обвиняет, поскольку они «получили приказ из Таллинна». И он доволен тем, что таможенники просто так пропустили через границу в Эстонию одного 80-летнего деда, хотя поначалу и с него потребовали акциз за горючее в баке его автомобиля.

«Пусть государство приведет свои законы в порядок. Пусть прекратят эту неразбериху и двойную мораль. Пусть в законе будет четко прописано — например, что за горючим можно ездить один раз в неделю», — предложил он.

На таможне

Ограничения, действующие на ввоз товаров из стран, не входящих в ЕС

Топливо

Вместе с транспортным средством без уплаты акциза разрешается провозить:

• количество топлива, необходимое для прибытия в пункт назначения;

• до 10 л дополнительного топлива в канистре.

Запрещено передавать кому-либо ввезенное без уплаты акциза топливо, освобождение от уплаты акциза отменяется, если из деятельности владельца транспорта следует, что топливо ввезено для перепродажи.

Табачные изделия

• 40 сигарет или

• 100 сигарилл, или

• 50 сигар, или

• 50 гр табака для курения, или

• 50 гр жевательного табака

Алкоголь

• до 4 л вина (кроме игристого вина или ликеров)

• до 16 л пива

• дополнительно 2 л алкогольных напитков крепостью до 22% (в т.ч. игристые вина), или 1 литр напитка крепостью более 22%

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх