Глава МВД продвигает друга на пост руководителя ЦеКриПо

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Маргус Курм (слева направо), генеральный прокурор Норман Аас и Кен-Марти Вахер, занимавший на тот момент пост министра юстиции, на одной из пресс-конферен­ций в 2005 году.
Маргус Курм (слева направо), генеральный прокурор Норман Аас и Кен-Марти Вахер, занимавший на тот момент пост министра юстиции, на одной из пресс-конферен­ций в 2005 году. Фото: Тоомас Хуйк

Зачем министр внутренних дел взял советником министерства высокооплачиваемого дипломата?

Правда ли, что министр внут­ренних дел Кен-Марти Вахер хочет сделать своего друга, самого высокооплачиваемого в Эстонии прокурора Маргуса Курма главой полиции безопасности или криминальной полиции? Неделю назад Курм, работающий дипломатом в Париже, официально стал советником в Министерстве внут­ренних дел.

Вероятнее всего, Кен-Марти Вахер хотел бы видеть Курма на посту генерального директора полиции безопасности, однако это назначение, которое должно состояться летом следующего года, зависит не только от министра внутренних дел. Да, действительно, кандидатуру на пост гендиректора КаПо предлагает глава МВД, но одобрена она может быть с согласия политиков.

Из Йыхви в Париж
Судя по предыдущей практике, с получением такого согласия у Курма могут возникнуть проблемы. Однажды он уже споткнулся на этом.

Это было в 2005 году, когда искали кандидата на освобождаемый Юри Пихлом пост генерального прокурора. Предложили кандидатуру Курма, но власти посчитали молодого и амбициозного Курма слишком принципиальным.

В результате вместо него на пост генпрокурора был назначен Норман Аас, срок пребывания которого на этом посту истекает в 2014 году. Правящая Партия реформ не хотела бы, чтобы Аас продолжал занимать эту должность.

Депутаты парламента и чиновники, с которыми Postimees консультировался, намекали на то, что Партия реформ готова скорее согласиться с тем, чтобы нынешний глава КаПо Райво Аэг остался на своем посту, хотя у реформис­тов есть немало серьезных претензий к работе полиции безопасности: это и следствие по делу канцлера Министерства экономики Марики Приске, и процесс по обмену земель, и др.

Однако еще не факт, что вопрос о замене гендиректора КаПо может быть вынесен на повестку дня.

Между тем в последние месяцы министр внутренних дел активно подыскивает должность, которую мог бы занять в правоохранительной системе его приятель Маргус Курм.

До недавнего времени карьера Вахера и Курма складывалась таким образом, словно они шли в одной упряжке. В 2001 году они успели вмес­те поработать в Госконтроле, Курм — главным контролером отдела аудита эффективности, Вахер — директором Гос­контроля.

Когда в 2003 году Вахер после блестящих результатов Res Publica на выборах стал министром юстиции, Курм последовал за ним, став вице-канцлером Минюста по вопросам криминальной политики. В 2005 году, когда Вахер оставил пост министра юстиции в результате скандала, разгоревшегося из-за предложенного им плана по борьбе с коррупцией, из министерства ушел и Курм, вернувшись на работу в прокуратуру.

Кстати, в прокуратуру Курм пришел еще в 1999 году, когда его, несмотря на недостаток опыта (год проработал в Минюсте заведующим отделом тюрем и прокуратуры) назначили на ответственную должность старшего прокурора Таллинна.

Последние два года Курм работал в Ида-Вирумаа, где возглавлял окружную прокуратуру. Еще в прошлом году Курм был самым высокооплачивае­мым прокурором в Эстонии. Судя по данным о зарплате, его месячный доход составлял в среднем 3958 евро, что на 700 евро больше, чем у генерального прокурора Нормана Ааса.

Тем удивительнее, что сразу же после возвращения из Йыхви в Таллинн летом этого года Курм попросил временно приостановить свои трудовые отношения с прокуратурой. Курма ожидало новое назначение — Министерство юстиции командировало его в статусе специального дипломата в Париж в представительство Эстонии при OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) до конца 2013 года.

В Париже Курм специализируется на борьбе с взятками и коррупцией, при необходимости его могут использовать как представителя Госпрокуратуры, в обязанности которого входит зарубежное сотрудничество, а также представителя Министерства юстиции в Совете Европы.

Руководитель ЦеКриПо
Нет ничего удивительного в том, что в свое время министр внутренних дел Вахер хотел видеть в своей команде такого ценного специалиста, как Курм. Еще год назад Вахер заказал Курму, как вне­штатному сотруднику, провести аудит криминальной полиции. Правда, аудит не готов до сих пор.

Поэтому никто не удивился, когда в сентябре из регистра документов МВД пришел проект должностной инструкции нового советника. 22 октября после затянувшегося на месяц ожидания этот документ был подписан.

В МВД Курм должен был давать оценку правовым актам и документам, готовить проекты докладов, речей и статей, участвовать через Skype в совещаниях. По договору нагрузка работающего в Париже Курма составляла 15 часов в неделю, за что ему платят 15 евро в час. В неделю получается 225 евро.

Не так уж много для высокооплачиваемого дипломата. Но в этом и кроется причина, по которой чиновники и политики усматривают за принятием Курма на работу более высокие амбиции.
Может ли Курм последовать примеру Тармо Тюрксона, который из-за того, что не приемлет стиль управления министра внутренних дел, избегающего ответственности, уходит с должности канцлера МВД на более низкую должность в службу внешней разведки? Вряд ли.

В среду у Тюрксона последний рабочий день на посту канцлера, но в министерстве, вернее в доме, Вахер и сам может управляться с делами. Поэтому канцлер вовсе не обязан быть ему лояльным другом.

Поэтому за желанием принять Курма на работу в МВД усматривают намерение министра внутренних дел сделать его в будущем главой Центральной криминальной полиции. Вахер и не скрывает, что стремится воссоздать ЦеКриПо.

И хотя на здании этого учреждения на улице Теэстузе поменялась вывеска, по мнению министра, ЦеКриПо могла бы стать учреждением, руководящим расследованием практически всех совершаемых в Эстонии тяжких преступлений.

Но для этого ЦеКриПо нужно подыскать сильного руководителя. Что касается нынешнего руководителя криминальной полиции Райго Хаабу, то он по административным и личным качествам, как считают специалисты, не дотягивает до высокой планки.

Так, в МВД были неприятно удивлены, когда узнали от сотрудников, которые должны координировать работу криминальной полиции префектур, находящихся в ведении Хаабу, что с коллегами из Идаской, Ляэнеской или Лыунаской префектуры они обсуждали рабочие дела в лучшем случае один раз за последние два года.

Это еще больше понизило в МВД стоимость акций руководства криминальной полиции. Если Вахер действительно хочет реализовать идею создания сильной криминальной полиции, то для нее нужно подыскать нового руководителя.

Но что самое главное, Вахеру для того, чтобы назначить человека на эту должность, не нужно согласовывать кандидатуру с правительством, достаточно подписи министра внутренних дел, т.е. его подписи.

Таким образом, в игру может включиться Маргус Курм, у которого работа криминальной полиции и эффективное руководство ею всегда вызывали чисто профессиональный интерес.

Маргус Курм

• Родился в 1976 году, в 1998 году окончил юридический факультет ТУ.

• С 1998 года возглавлял отдел тюрем и прокуратуры Министерства юстиции.

• В 1999 году возглавил прокуратуру Таллинна.

• В 2001 году стал главным контролером отдела аудита эффективности Государственного контроля.

• В 2003-2005 годах — вице-канцлер Министерства юстиции по вопросам криминальной политики.

• В 2005-2010 годах — руководитель отдела обвинений Госпрокуратуры.

• В 2010-2012 годах — глава Вируской окружной прокуратуры.

• 2012 год — дипломат по особым делам при OECD в Париже.

Маргус Курм:я не обижаюсь на такие теории

Маргус Курм, который находится в Париже, в ответ на разговоры, ведущиеся вокруг его персоны, ответил лаконично: «Это смехо­творно».

Несмотря на это, он согласился встретиться с журналис­том на предмет написания статьи, хотя бы для того, чтобы исключить всевозможные теории. Однако через день все изменилось. Курм перезвонил и сообщил, что передумал

встречаться. «Я не хочу встречаться в связи с этой темой», — сказал он.

Но как писать материал о возможной большой карьере Курма без его собственных разъяснений? «Можете спокойно писать, я не обижусь», — пообещал Маргус Курм.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх