Постигая секреты редкой профессии трубочиста

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Когда чистишь дымоход «ершом», то стоять нужно так, чтобы ветром сажу относило в сторону», — советует Койт Коппель (слева) Яану Ольмару, добавляя, что хотя работа опасная, трубочисты, как правило, не носят специального снаряжения.
«Когда чистишь дымоход «ершом», то стоять нужно так, чтобы ветром сажу относило в сторону», — советует Койт Коппель (слева) Яану Ольмару, добавляя, что хотя работа опасная, трубочисты, как правило, не носят специального снаряжения. Фото: Кристьян Теэдема

На самом деле я хотел сэкономить и поэтому решил не вызывать трубочиста, а сам почистить дымоход. Лезть на крышу я не планировал, полагая, что смогу удалить накопившуюся сажу обычной поварешкой. Подумаешь, полагал я, для этого много ума не надо.


В один прекрасный вечер я, вооружившись фонариком, решил осмотреть печную трубу. Картина, которую я увидел, меня не воодушевила. Стоило мне открыть прочистное отверстие, как на пол выпала куча сажи, в дымоходе, насколько я мог судить, ее было порядочно. Прихватив из кухни поварешку и столовую ложку, я приступил к делу.

Довольно скоро я понял, что столовыми приборами очистить дымоход от сажи не удастся. Во-первых, я то и дело ронял ложку, во-вторых, ручка поварешки оказалась длинной, и у меня никак не получалось как следует развернуться.

В-третьих, за пару минут я так уделался сажей, что пропало всяческое желание изображать из себя трубочиста. Я уже было опустил руки, но вовремя вспомнил, что совсем недавно видел объявление — по льготной цене предлагался пылесос для чистки дымохода.

В ученики к мастеру
Не прошло и часа, как я вернулся из магазина с «чудо-пылесосом» и приступил к работе. От сажи и копоти не осталось и следа, и я уже радовался собственной сообразительности, пока не бросил взгляд назад. И не поверил собственным глазам — сажей и копотью было покрыто все мое жилище.

На этом мои попытки прочистить дымоход закончились, весь оставшийся вечер я отмывал квартиру от сажи. На следующее утро я позвонил самому известному в Тарту трубочисту Койту Коппелю и напросился к нему в ученики.

Коппель, выслушав мой рассказ, согласился поделиться со мной секретами своего мастерства, и через пару дней я отправился вместе с ним на работу. На этот раз я облачился в профессиональную робу, но самое главное — рядом со мной был профессионал.

«Трубочистом я работаю уже 32 года, — сказал Коппель и для начала вручил мне и фотографу по золотой пуговице на счастье. — Чтобы день сложился удачно».

На принадлежащем Коппелю автомобиле «Вольво», багажник которого был забит инструментами, начиная от ерша для чистки печных труб и заканчивая специальными «поварешками», мы отправились в поселок Рямси.

Первым делом подъехали к местному магазину, чтобы разобраться, почему в дымоходе печи плохая тяга, хотя трубочист чистил его всего несколько месяцев назад.

«Неделю назад затопила печь, и весь дым пошел в помещение», — сообщила заведующая магазином Рийна Каск, глядя на меня. Я сочувственно покивал головой, прислушиваясь к тому, что скажет Коппель. «Наверно, конкурент забил дымоход. Видно, плохо я его учил», — заметил трубочист.

Поскольку дымовые каналы были в порядке, нам не оставалось ничего другого, как лезть на крышу. Почти пятиметровый железный шест, опущенный в трубу, сразу наткнулся на препятствие.

«Галка гнездо свила», — сказал Коппель и дал мне задание — протолкнуть гнездо вниз. Первый секрет освоен, и, вернувшись в магазин, я уже со знанием дела сообщил, что теперь с тягой должно быть все в порядке.

«Вот что значит двое мужчин», — воскликнула Рийна Каск, радуясь тому, что проблема разрешилась. А мы отправились на следующий объект — в трехэтажный жилой дом, в одной из квартир которого установлена печь с котлом для нагрева воды.

Здесь нам тоже пришлось лезть на крышу. Железная лестница, установленная если не в сталинские, то в брежневские времена, подозрительно скрипела, но выдержала. Светя карманными фонариками, мы пробрались по загаженному голубиным пометом чердаку к люку, ведущему на крышу.

К счастью, погода стояла тихая, и я почти без опаски поднялся на крышу к трубе. Опустил на веревке в трубу чугунный шар, попутно вспомнив рассказ Коппеля, как несколько лет назад его вызвали в дом престарелых в Удерна, чтобы почистить дымоходы.

«Когда сажи много, в трубе образуется давление, и сажа начинает лезть из любой щели. В Удерна я забрался на крышу, прочистил дымоходы. А когда спустился вниз, то услышал, что санитар клянет меня на чем свет стоит, — рассказал Коппель. — Он позвал меня за собой в одну из палат, и там я увидел, что на кровати спит дед, покрытый сажей с головы до ног.

Мужчины в этой палате курили и оставили открытым очистное отверстие дымохода».

Двойное счастье
Когда мы, закончив работу, возвращались к магазину, то по дороге встретили пожилую женщину. При виде нас женщина не поверила собственным глазам: неужели и ей улыбнулось счастье — трубочисты, да еще целых два! «Здравствуйте!» — приветствовала меня старушка так, словно знакома со мной с пеленок. Чувствовал я себя неловко — я хоть и одет, как трубочист, но вряд ли встреча со мной принесет людям счастье.

В следующем доме хозяйка тоже пожаловалась на плохую тягу и выжидающе уставилась на меня. Ну откуда я-то могу знать, почему печь плохо тянет? На мое счастье, Коппель поставил меня выгребать сажу из дымохода, избавив от необходимости объясняться с хозяйкой.

Кстати, по словам Коппеля, трубочист должен быть хорошим психологом и уметь общаться с людьми. По его словам, его коллеги из Германии штудируют 200-страничный учебник по коммуникации.

«Сейчас-то редко в такие ситуации попадаешь, а в прежние годы только порог переступишь, а хозяйка уже встречает накрытым столом, предлагая чай и бутерброды. И когда, наконец, пообщавшись с ней, говоришь, что пора и трубы почистить, выясняется, что она уже все сама сделала, — сказал Коппель. — Я тогда был в курсе всех местных событий — у кого корова заболела, кто с кем любовь крутит».

Пока я прочищал дымоход, стоя на крыше, руки замерзли так, что пальцев не чувствовал, а около печи, орудуя щеткой, вспотел. После того как я помог прочистить три трубы, начинаю понимать, что мои знания о том, как нужно чистить дымоходы, становятся все совершеннее.

Главное, когда чистишь дымоходы, тщательно удалять сажу, поскольку, забивая печную трубу, она не дает камням нагреться. Начинать нужно с трубы, постепенно продвигаясь все дальше.
Трубочист обязан следить и за пожарной безопасностью. Одному хозяину Коппель сделал замечание, что перед топочным отверстием не прибит лист жести. В другом месте он проверил, в порядке ли дымовой датчик.

Секреты мастерства
Рабочий день подошел к концу, вместе с моим учителем мы побывали на пяти объектах. На обратном пути в Тарту мне никак не давал покоя вопрос, зачем нужны пылесосы для дымоходов, если от них мало толку.

«Некоторые клиенты, действительно, настаивают, чтобы дымоходы прочищали пылесосом, но без щеток и «ершей» трубы не вычистишь», — говорит Коппель, не очень лестно отзываясь о специальном пылесосе для чистки печей, корпус которого сильно нагревается при работе.

Пару лет назад Коппель приобрел специальную насадку для сажи, присоединяемую к обычному пылесосу. «Поддался на уговоры и купил насадку, которая стоила 600 крон, — сказал Копель. — На одном объекте проработал полминуты, и фильтр забился. Сменил фильтр, попробовал еще раз, никакого толку, так и пришлось выгребать золу поварешкой. Теперь в этом «ведре» за 600 крон вожу золу. У богатых свои причуды».

Койт Коппель, прощаясь со мной, поставил мне неожиданно хорошую отметку. «Стоит поучиться на наших курсах. Задатки есть, кое-что усвоил, осталось опыта набраться», — сказал он, добавив на прощание, что с профессией трубочиста не разбогатеешь, но зато тяга будет хорошая.

Комментарии
Copy
Наверх