Латвия представляет угрозу для безопасности Эстонии

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
У латвийских солдат, принявших участие   в учениях «Весенний шторм» в Эстонии, подходящего для полевых условий обмундирования нет, и противнику взять   их на мушку очень легко.
У латвийских солдат, принявших участие в учениях «Весенний шторм» в Эстонии, подходящего для полевых условий обмундирования нет, и противнику взять их на мушку очень легко. Фото: Михкель Марипуу

Среди государств Балтии Эстония является самым маленьким как по территории, так и по численности населения, однако в 2012 году наша страна стала единственной из трех государств, которая обладает боеспособностью.


Не стоит впадать от этого в эйфорию, но, в принципе, это означает, что эстонские Силы обороны способны воевать и защищать свое государство. В этом смысле еще можно более-менее похвалить Литву, но никак не Латвию. «В плане безопасности Латвия — пустое место», — сказал эксперт Международного центра оборонных исследований Каарел Каас.

Логика понятна. Балтийские государства представляют собой своеобразный полуостров, который с Западной Европой соединяет узкая полоска суши через польско-литовскую границу, рядом с во­оруженным до зубов Калининградом.

На фоне слабых вооруженных сил Латвии в случае теоретически возможного военного конфликта эстонцам неизбежно придется заниматься и охраной своих южных границ. На подобный возможный ход развития событий обратили внимание и в других странах.

Обеспокоенность растет
Так, например, генерал в отставке шведской армии Карлис Неретниекс отметил в исследовании обороноспособности стран Балтии, подготовленном в Швеции в октябре по заказу министерства обороны, что уже сейчас Эстония значительно превосходит других, а через несколько лет разрыв увеличится еще больше.

«Любой агрессор столкнется с серьезным противостоянием со стороны Эстонии. По состоянию на конец десятилетия вклад Эстонии в обеспечение безопасности региона Балтийского моря очень значителен», — пишет Неретниекс.

Вопросы обороны, отношения и сотрудничество с соседями для дипломатии всегда были чувствительными темами. О противоречиях никто не хочет говорить открыто. Наверное, заголовок статьи «Латвия представляет угрозу для безопасности Эстонии» — это все же преувеличение.

Так говорят, например, военные в отставке Антс Лаанеотс и Лео Куннас. Тем не менее, как в Силах обороны и Министерстве обороны, так и среди экспертов по вопросам безопасности имеют место обеспокоенность, а иногда прорывается и негодование в ответ на действия южных соседей, а еще больше — их бездействие. Время от времени такое отношение проявляется в высказываниях министра обороны Урмаса Рейнсалу или дипломатов.

Пару лет назад руководитель Объединенных учебных заведений Сил обороны, полковник Аарне Эрмус приводил в газете Diplomaatia небольшое сравнение развития вооруженных сил Латвии и Литвы. Даже из столь дипломатически нейтральной статьи мы, в итоге, узнали, что в случае войны армия Латвии сможет где-нибудь в тылу охранять мешки с мукой и мосты, но для военных действий не годится.

В строительстве своих вооруженных сил Эстония и Латвия избрали принципиально разные пути. В Латвии нет срочной службы в армии — там только профессиональные военные.

В Эстонии есть как солдаты-срочники, а следовательно, и резервисты, так и профессиональные военнослужащие. При этом Эстония превосходит Латвию по всем параметрам, как количественно, так и качественно, у нас больше солдат и они лучше обучены, также у нас больше техники и она качественнее.

Провести корректное сравнение невозможно, поскольку государства кое-что скрывают, а иногда и просто блефуют относительно своей обороноспособности.

Количество и качество
В широком смысле можно сказать, что сухопутные войска Латвии состоят примерно из двух батальонов, да и то укомп­лектованных не полностью, то есть это примерно тысяча человек. К ним можно прибавить еще 700 военных из других структур, и тогда мы получим латвийскую армию из 1700 военнослужащих.

В Эстонии в любой момент есть 5000-6000 военнослужащих — их точное число зависит от количества солдат-срочников, из них около 3000 — кадровые военные.

На случай войны вооруженные силы Латвии должны увеличиться еще на 10 000 человек за счет Земессардзе (наподобие нашего Кайтселийта), чтобы вырасти до 12 000 человек. «Конечно, в такое увеличение я не верю — эти расчеты на 10 000 человек из Земессардзе работают только на бумаге», — сказал подполковник Лео Куннас. Эстонские Силы обороны на случай войны должны увеличиться более чем до 40 000 человек.

Правда, и последние цифры, вероятно, содержат в себе некоторое преувеличение, поскольку число кайтселийтчиков рассчитывается несколько больше реального. На самом деле их численность может составлять около 30 000–35 000 человек, но даже и эта цифра во много раз превосходит возможности латышей.

Но помимо численности военнослужащих аналогичная разница наблюдается и в отношении техники и во­оружения. «Я даже не могу сказать, насколько велика разница: в разы или в десятки раз», — заметил Куннас.

Причем дело не только в количестве, но и в качестве. Латвийские вооруженные силы — это, по сути, легко во­оруженные пехотинцы, что означает наличие автоматов, пулеметов и минометов. В Латвии почти нет бронетранспортеров, противотанковой техники, артиллерии и противовоздушной обороны.

В Эстонии все это имеется (хотя заметим, что развиваться еще есть куда). Наши воюющие солдаты передвигаются на бронетранспортерах, а латыши бегают на своих двоих. Мы можем дать отпор танкам, а латыши — нет.

Генерал Антс Лаанеотс указывает, что, вероятно, в целях экономии латыши купили солдатам универсальное обмундирование, но, увы, оно не подходит ни для выполнения зарубежных миссий в Афганистане, ни для латвийских или эстонских лесов.

Каждый, кто побывал на учениях Сил обороны Эстонии «Весенний шторм», где ежегодно принимают участие и латвийские подразделения, своими глазами мог видеть, что латыши в своем смешном бежево-пятнистом обмундировании издалека бросаются в глаза, и солдаты-срочники Эстонской армии могут переколотить латвийских профессионалов словно кур.

Странные расходы
Все дело в деньгах. По сравнению с Латвией Эстония тратит на оборону больше не только в относительных, но и в абсолютных цифрах. По официальным данным, за последние пару лет Эстония потратила на оборону на 40-50% больше, чем латыши.

Но самое дикое, что официальные суммы, которые Латвия расходует на оборону, не совсем корректны. Так, например, латвийские журналисты рассказывают истории, как в статью оборонных расходов вписывают покупку служебного автомобиля президента или строительство спортплощадок. Все это делается для того, чтобы у НАТО сложилось впечатление о рос­те расходов на оборону.

И такие примеры можно приводить еще. В кулуарах НАТО Латвию критиковали за то, что в оборонные расходы включены бюджет охранной команды Банка Латвии или организация певческих праздников.

«Это всего лишь грубые цифры. Всего этого просто слишком мало», — сказал один из госчиновников Эстонии относительно оборонного бюджета Латвии, но сказать это в открытую, по понятным причинам, нельзя.

Действительно, как подтвердил Postimees заместитель министра обороны Латвии Вейко Сполитис, в Латвии достигнута договоренность о том, чтобы увеличить оборонный бюджет до двух процентов от ВВП к 2020 году.

Этот внушительный разрыв, отставание от Эстонии на 15 лет, преодолеть сейчас уже почти невозможно. Ясно одно — в ближайшие годы контраст в обороноспособности Эстонии и Латвии будет продолжать нарастать.

Вступив в НАТО, Латвия ре­шила отказаться от всеобщей воинской обязанности и перейти на профессиональную армию, была сделана ставка на международное сотрудничество и на небольшую, но боеспособную армию.

Если военные профессионалы из Эстонии сражаются в Афганистане (и погибают и получают ранения), то латыши занимаются подготовкой кадров.

Когда страны Балтии должны были предоставить в распоряжение сил быстрого реагирования НАТО (NRF, NATO Response Force) общий батальон, латыши отказались — не было денег. Если сейчас из Литвы стартуют самолеты НАТО, а готовящаяся вступить в строй авиабаза в Эмари ожидает их и в Эстонии, то латышам по этому поводу сказать нечего.

Недавно Эстония заявила, что хотела бы в будущем видеть самолеты НАТО и на нашей авиабазе в Эмари — они могли бы поочередно дислоцироваться в Литве и в Эстонии. По какой-то причине этому плану воспротивился министр обороны Латвии Артис Пабрикс — по его мнению, самолеты НАТО могли бы продолжать оставаться только в Литве.

Возможно, это только слухи, однако по меньшей мере два источника утверждают, что причина противодействия со стороны латышей заключается в опасении, что латвийские избиратели заинтересуются: почему это самолеты НАТО не появляются в наших краях, что мы сделали неправильно.

«На самом деле, НАТО выделило для Латвии средства, чтобы они тоже могли оборудовать свой аэродром, — сообщил один эстонский чиновник. — Почему они этого не сделали, неизвестно».
Такие примеры можно приводить и далее.

В конечном итоге ситуация такова, что вооруженные силы Латвии ни в количественном, ни в качественном отношении не обладают самостоятельной обороноспособностью и не готовы к участию в международном сотрудничестве.

Армия армии рознь

Силы обороны Эстонии

• В мирное время: 5000-6000 военнослужащих

• В военное время: 30 000-40 000 военнослужащих

• Бюджет 2009-2010 годов: 565 млн евро

• Техника и вооружение: автоматы, пулеметы, минометы, артиллерия, ПВО, противотанковое вооружение, бронетранспортеры (примерно 150 Pasi)

Вооруженные силы Латвии

• В мирное время: примерно 1700 военнослужащих

• В военное время: примерно 12 000 военнослужащих

• Бюджет 2009-2010 годов: 370 млн евро

• Техника и вооружение: легкое вооружение (автоматы, пулеметы, минометы)

Комментарии
Copy
Наверх