Калле Муули: в поддержку перестройки

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Калле Муули
Калле Муули Фото: Pm

Поскольку о разрешении на создание Народного фронта нужно было ходатайствовать у компартии, то в декларации неоднократно подчеркивалось, что Народный фронт создается с целью поддержки перестройки, пишет журналист Калле Муули об одном из знаковых событий в истории страны.
 

Всередине февраля 1988 года у автомобиля Эдгара Сависаара, модного тогда ВАЗ-2108, сломался дверной замок. Поскольку требовался и другой ремонт, 3 марта он пригнал свою машину в автосервис, находившийся на Кадаке теэ в Таллинне.

Там к нему неожиданно подступился заведующий автомастерской Юло Мяэ, который когда-то давно в вечернем университете марксизма-ленинизма прослушал лекцию о народных фронтах как одной из форм проявления общественно-политической активности.

И теперь, расхаживая вокруг автомобиля Сависаара, Мяэ принялся рассуждать о том, что отдельные мероприятия ни к чему не приведут перестройку в Эстонии, и что надо вовлечь весь народ либо в виде новой партии, либо теневого правительства, либо народного фронта. Сависаар помалкивал, уставясь на свою машину, будто видел ее впервые. «Ну, подумаем», — наконец сказал он и поменял тему.

А через пару недель журнал «Огонек», который в то время был весьма популярным и в Эстонии, дал обзор встречи известных общественных деятелей, на которой те искали ответ на вопрос: как обеспечить продолжение перестройки?

Давнишний офицер КГБ, профессор юридических наук Борис Курашвили тогда внес предложение — для поддержки перестройки нужно создать Народный фронт. 13 апреля тему создания Народного фронта продолжила газета «Советская Культура». На вечер этого же дня Сависаар был приглашен в студию Эстонского телевидения на передачу «Mõtleme veel» («Подумаем еще»), чтобы обсудить вопрос о гражданской инициативе.

Это была большая, многочасовая программа с множеством гостей в студии, в первой части которой долго рассуждали о том, что вообще означает понятие «гражданская инициатива» и почему ее так мало. Приглашенному для выступления в передаче художнику Хейнцу Валку совершенно не понравились эти рассуждения, и когда наступил перерыв, он, чертыхаясь про себя, укрылся в темном углу студии.

Но вдруг к Валку подошел Сависаар и заявил: «Так дело не пойдет. Передача распадается. Как вы, Валк, полагаете, не создать ли нам сразу после перерыва Народный фронт? Вы поддержите меня?»

Заручившись согласием Валка, Сависаар поспешил согласовать свое выступление с телевизионщиками.

И после перерыва ведущий Хаги Шейн действительно сразу предоставил слово Сависаару. Фраза, предвещавшая в ближайшем будущем политическую бурю, звучала так: «Я считаю, сейчас самый главный вопрос, из которого нужно исходить и который следует поднять, — это все-таки вопрос создания Народного фронта».

Сависаар произнес это спокойно, будто продолжая прерванный разговор, будто напоминая всем и без того предельно ясные обстоятельства. Но на телезрителей эта фраза подействовала так, будто в тюрьме с ее спертым воздухом разом распахнулись настежь все окна и двери.

Непосредственно перед окончанием передачи Сависаару вновь удалось взять слово, и он в прямом эфире предложил всем участникам программы остаться в здании телевидения и сразу сформировать инициативную группу Народного фронта.

Некоторые из гостей передачи потихоньку исчезли, в том числе академик Эндель Липпмаа. Кто-то из приехавших в Таллинн из других мест поспешил на последний автобус.

Остальные участники собрались на седьмом этаже в зале заседаний Эстонского телевидения. В ту же ночь была составлена декларация Народного фронта, и было единодушно решено, что ходатайство о создании Народного фронта нужно следующим же утром отнести в ЦК Компартии, прямо Карлу Вайно.

После обсуждения ходатайства Сависаар собственноручно напечатал на машинке воззвание к созданию политической массовой организации «Народный фронт в поддержку перестройки» («Rahvarinne perestroika toetuseks»).

Поскольку о разрешении на создание Народного фронта нужно было ходатайствовать у компартии, то в декларации неоднократно подчеркивалось, что Народный фронт создается с целью поддержки перестройки. Более того, в послании было вполне четко записано: Народный фронт во всем руководствуется основной стратегической линией КПСС.

14 апреля 1988 года в 00.30 декларацию о создании Народного фронта Эстонии подписали Мааре Кейман, Лембит Койк, Отть Коол, Мерике Марасту, Устав Оя, Виктор Пальм, Велло Саатпалу, Эдгар Сависаар, Хаги Шейн, Яак Тамм, Мадис Таммик, Ренита Тимак, Феликс Ундуск, Хейнц Валк и Маре Вильяранд.

Этот список годы спустя стал начинаться с имени тележурналиста Рейна Ярлика, но на самом деле к моменту окончания составления декларации он уже был в пути, ехал домой в Тарту. Утром Хаги Шейн позвонил ему и спросил, добавить ли его имя к воззванию. Ярлик согласился, так он и оказался в этом списке. Разу-меется, совершенно оправданно.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх