Зарплаты женщин меньше на треть

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лидер шведской партии «Феминистская инициатива» Гудрун Шуман во время акции протеста за права женщин 6 июля публично сожгла 100 тысяч шведских крон.
Лидер шведской партии «Феминистская инициатива» Гудрун Шуман во время акции протеста за права женщин 6 июля публично сожгла 100 тысяч шведских крон. Фото: AFP/SCANPIX

В Эстонии женщины получают зарплату на треть меньше, чем мужчины, и этот разрыв — самый большой в ЕС. О том, чем обусловлено такое положение и как можно его изменить, рассказывает доцент социальной политики ТУ Дагмар Кутсар.



Почему у нас женщины зарабатывают настолько меньше мужчин? Ведь разница в 30 процентов слишком большая.

Одна из причин состоит в том, что женщины работают в низкооплачиваемых сферах и не стремятся строить свою карьеру.

Вторая причина — в значительной трудовой занятости женщин. Когда работающих женщин немного, низкооплачиваемые места занимают мужчины, но если работающих женщин много, то, вероятнее всего, им и достаются эти места.

Третья причина кроется в сложившихся стереотипах, предполагающих, что за выполнение той же самой работы мужчина и должен получать больше.

Однако часть причин, например, совокупное влияние различных факторов, пока остается неизученной, и ими еще предстоит заняться. Проведенному в Эстонии исследованию по различию в зарплатах мужчин и жнщин следует дать более обстоятельные пояснения.

Одним словом, если мужчина и женщина занимают одинаковое служебное положение и выполняют одни и те же рабочие функции, например, работают руководителями среднего звена, то женщина все равно получает меньшую, чем мужчина, зарплату?

Можно предположить, что так оно и есть. Женщины не решаются просить более высокую зарплату, а явление, когда мужчинам платят больше, считается вполне естественным. В Эстонии общество сконцентрировано на мужских ценностях: выстраивать карьеру, стремиться к высокому положению в обществе, участвовать в политике — так сказать, занимать ведущие позиции. Женщина в некотором смысле менее ценна, чем мужчина.

Но этот образ мышления присущ не только мужчинам, но и самим женщинам?

Если бы его не разделяли обе стороны, этот стереотип не смог бы существовать. В нашем обществе придерживаются традиционного разделения ролей. Если бы женщины могли, например, в политике голосовать за женщин, было бы любопытно узнать, сколько людей на самом деле это сделали.

Неужели женщины не доверяют женщинам?

Я не знаю, в доверии ли дело. Скорее, это традиционный взгляд на жизнь, когда такие сферы, как политика, считаются неженским делом. В то же время кажется совершенно естественным, когда мужчина запрашивает более высокую зарплату или получает больше. Это классический стереотип кормильца.

Однако у нас уже десятки лет женщины на рынке труда вносят такой же вклад и являются кормильцами. Поэтому ситуация сложилась довольно парадоксальная.

Но что же делать? Чтобы изменить отношение, понадобится немало времени.

Если обе стороны придерживаются схожих взглядов, кампаниями трудно что-либо изменить. В некоторой степени это можно осознавать, но если за этим не последуют перемены в поведении, ничего не изменится.

Каким должно быть это поведение?

Если изменится мнение общества, то и поведение станет другим, но если стереотип закрепился, поведение изменить трудно. Одной из возможностей для подобных перемен могло бы стать обязательное регулирование.

Следовало бы пересмотреть законы и другие моменты, имеющие прямое или косвенное влияние на поведение сторон. Например, в Северных странах следят за тем, чтобы мужчины и женщины были одинаково представлены в любых сферах деятельности, и ни одной из сторон не чинят препятствий. Это необязательно должно быть сознательное препятствование, вполне возможно, что его просто не замечают.

Можно ли что-либо изменить на законодательном уровне?

Беда в том, что два таких закона у нас уже есть: Закон о гендерном равноправии и Закон о равном обращении, однако они существуют лишь формально, и не очень ясно, кто должен их соблюдать. Если эти законы не соблюдаются, ничего не происходит.

Какой смысл в законах, если за их нарушение не предусмотрено никаких санкций?

Да, эти законы следует пересмотреть именно в плане порядка их применения на практике. Принято считать, что раз не существует санкций, значит, закон можно не соблюдать и ничего не случится. Так что этот воз и ныне там.

Но что делать женщине, которая предполагает, что получает меньшую зарплату, чем ее коллега-мужчина, выполняющий те же самые рабочие функции?

У нас есть уполномоченный по гендерному равноправию, можно сообщить об этом ему. Но проблема как раз в том и стоит, что женщины часто и сами не признают, что им платят меньше. Кроме того, у нас есть традиция не обнародовать ставки заплат, так что обнаружить дискриминацию сложно.

Комментарий

Маргит Сарв,
уполномоченная по гендерному равноправию

 Закон о гендерном равноправии запрещает за выполнение одинаковой работы по-разному оплачивать труд мужчин и женщин.

Причем под оплатой подразумеваются, кроме зарплаты, всевозможные льготы и компенсации нематериального характера. Платить одинаковую зарплату мужчинам и женщинам надо не только за одинаковые рабочие функции, но и за равноценную работу.

При сравнении трудового вклада нужно принимать во внимание фактическое выполнение рабочих функций, а не исходить только из служебных инструкций.

Платить одинаковую зарплату следует и в том случае, если рабочие задания равноценны и для их выполнения предъявляются аналогичные требования.

Чтобы работник имел информацию о том, как начисляется зарплата в его учреждении, Закон о гендерном равноправии предусматривает для работников право требовать информацию о принципах начисления зарплаты. И работодатель обязан предоставить желающим подобную информацию.

Если работодатель этого не делает, можно обратиться к уполномоченному по гендерному равноправию и равному обращению, в Комиссию по трудовым спорам или в суд.

У всех этих правозащитных институтов есть более широкие возможности потребовать данные по зарплатам или провести проверку, действительно ли имела место дискриминация по признаку половой принадлежности.

Споры по вопросам дискриминации в Эстонии решаются не только судом и в Комиссии по трудовым спорам, но и в порядке примирительного производства и канцлером права.

В компетенцию уполномоченного входит экспертная оценка относительно дискриминации конкретного человека. Такая оценка дает пострадавшему уверенность для обращения в суд или в Комиссию по трудовым спорам с требованием компенсации за понесенный ущерб.

Требовать можно компенсацию не только за материальный, но и за моральный ущерб. При нарушении принципа равного обращения (оплаты) пострадавшему лицу пришлось бы выплатить разницу в зарплате за выполнение одних и тех же  функций и равноценный труд.

В Эстонии Закон о гендерном равноправии и Закон о равном обращении не предусматривают штрафов, предписаний или прочих аналогичных санкций.

На основании Пенитенциарного кодекса в отношении дискриминирующего лица можно назначить криминальную ответственность, предусматривающую наказание за нарушение принципа равного обращения. В этом случае необходимо обратиться в полицию.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх