Власть №4. О времена, о даты!

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Во время подписания коалиционного договора Катрин Сакс выглядела куда более довольной.
Во время подписания коалиционного договора Катрин Сакс выглядела куда более довольной. Фото: Scanpix/Postimees

Рубрику ведет Олеся Лагашина, тел. 666 25 18

На празднике жизни

Прошедший День восстановления независимости всколыхнул в эстонцах патриотические чувства. В комментариях прессы к этому событию отчетливо выделялись два основных момента: с одной стороны, многие известные деятели отмечали необходимость единства, которое позволило состояться эстонскому государству, с другой – много говорилось об отсутствии традиций празднования этого дня.

Postimees, например, писала в передовице, что правительство до сих пор не позаботилось о создании некого ритуала на День восстановления независимости, хотя централизованная программа праздника явно необходима. В передовице Eesti Päevaleht заметили, что инициатива совместного пения на площади Свободы в принципе неплоха, если бы еще во время распевания патриотических песен на большом экране не появлялись передачи об американских супермоделях, Viru Valge и реклама замечательно эффективного стирального порошка. В то же время городские власти удостоились похвалы за понимание того, что «Эстония нуждается в традиции отмечания 20 августа».

По поводу единства тоже возникли некоторые интересные моменты. Пауль-Ээрик Руммо в Postimeesсказал, что 20 августа 1991 года было принято «единодушное народное решение, которое никто не может монополизировать». Нечто похожее сказал режиссер Ильмар Рааг, по словам которого, партийные разногласия в Эстонии существовали и до восстановления независимости, однако в тот раз их удалось преодолеть, что вселяет надежду. Была с ним солидарна и Лагле Парек, которая здесь же, в Postimees, заметила, что один из главных уроков 20 августа для эстонцев заключается в том, что в трудные времена они умеют подавить свой эгоизм и вместе найти выход.

Идиллическую картинку едва не испортил портал Delfi, опубликовавший письмо читателя, в котором тот задался вопросом, действительно ли все эстонцы в 1991 году выступали «за освобождение от советского ига». «Побеседовав в 1991 году с уездными старейшинами, я узнал шокирующий факт: даже далеко не все из этих высокопоставленных чиновников высказывались за независимость», – пишет автор. Его, правда, попытались там же на Delfi опровергнуть, но картинка уже перестала быть однотонной.

Еще несколько красок добавил к картине президент Ильвес, речь которого некоторыми была воспринята как депрессивная. Ахто Лобьякас, например, блестяще сыронизировал в Postimees в том духе, что, если бы эта речь была как-то озаглавлена, получилось бы что-то вроде «Положение хорошее, но не безнадежное». А когда оно настолько хорошее, что остается, кроме как создавать новые праздничные традиции? Народ любит праздники. Особенно ближе к выборам.

Дорогая моя столица…

Чем ближе подходит время, когда Таллинн станет культурной столицей Европы, тем менее культурным выглядит это мероприятие со стороны. Фонд, отвечающий за организацию этого проекта, постоянно сотрясают какие-то склоки: не успел ERR сообщить о том, что проект покинул глава отдела маркетинга и коммуникации Неэме Кари, как громко хлопнула дверью Катрин Сакс, заявив о том, что уходит из совета фонда Таллинн 2011 в знак протеста против центристского давления. Не будь социал-демократы партнерами центристов по таллиннской коалиции, возможно, прозвучало бы и слово «диктатура».

Впрочем, родной партии от Сакс тоже досталось: в интервью Postimees она заявила, что социал-демократы не выполнили в столице своих предвыборных обязательств, и лидер партии Юри Пихль (ныне вице-мэр Таллинна) недостаточно защищал интересы партии. Сам Пихль немедленно прокомментировал, что в переговорах о вступлении его партии в таллиннскую коалицию участвовала целая делегация соцдемов, в которую входила и Катрин Сакс, не высказавшая в тот раз никаких сомнений. Выразил свое недоумение и Эдгар Сависаар, заявивший, что до сих пор руководство фонда не было политизировано, и ему крайне жаль наблюдать всю неразбериху вокруг него.

Как бы ни оправдывались все причастные деятели, осадок остается. Социал-демократ Индрек Саар заявил на Delfi, что он очень надеется на то, что титул культурной столицы Европы принесет свежие веяния в эстонскую политическую культуру, однако пока что от этих свежих веяний хочется зажать нос. Это чувствовалось и ранее, еще до скандальной истории с уходом Сакс в передовице Postimeesписали о том, что будущую культурную столицу Европы с самого начала сопровождал ядовитый запашок политики, поскольку, к несчастью, именно на 2011 год приходятся парламентские выборы.

Впрочем, для того чтобы понять, действительно ли так плох центристский стиль управления, как его малюет эстонская пресса с подачи других партий, которым кровь из носу надо набирать перед выборами политические очки, видимо, надо оказаться внутри ситуации. На фоне всеобщего порицания центристов, возможно, наивным, но здравым кажется мнение недавно вступившего в Центристскую партию панка Тыну Трубецки, который в интервью Eesti Päevaleht сказал, что центристы многое используют в пропагандистских целях, однако именно в этом и состоит демократия. С чем трудно не согласиться: покажите нам партию, которая не занимается пропагандой.

«Из центристской программы можно вычитать, что Центристская партия поддерживает демократическое государство и независимую Эстонию, получается относительно обыкновенная модель европейского государства, в то время как в интернет-комментариях и прессе рисуют такую картинку, будто это КПСС», –заметил Трубецки. И даже делая скидку на его членство в партии, приходится признать, что очень большая доля правды в этом есть. Каждый занимается пропагандой по-своему.

В свободном ненападении

Практически незаметно по сравнению с прошлым, юбилейным годом проскочила в эстонской прессе годовщина подписания пакта Молотова – Риббентропа. Портал Delfi оказался чуть ли не единственным, кто попытался раскрутить эту тему. Впрочем, выжать что-либо оригинальное из этой темы и там не смогли. Депутат Европарламента Индрек Таранд заявил порталу, что сделка, подобная той, что была некогда заключена между Германией и СССР, в наши дни едва ли была бы возможна, но, тем не менее, маленькие страны должны бдительнее отстаивать свои интересы.

Член комиссии Рийгикогу по иностранным делам Райво Ярви заявил, что, наоборот, подобные сделки и секретные протоколы вполне вероятны и сейчас. Впрочем, как считают в передовице Delfi, ныне такие пакты не представляют абсолютно никакой необходимости, поскольку желаемых целей можно достичь и мирными способами. «Зачем тратить деньги на дорогие военные походы и восстановление разрушенной инфраструктуры, когда конкретные интересы можно отстаивать путем так называемого позитивного захвата? Интересы современных государств уже не военные, а экономические», –утверждает редакция. Возможно, организаторы войны в Ираке с ними согласились бы.

Что касается интересов Эстонии, слушая наших политиков, иногда вообще не очень понятно, в чем конкретно они заключаются. На том же портале Марианне Микко, например, похвасталась, что расходы на увековечивание памяти жертв коммунизма заложены в бюджете Евросоюза. «Сначала в программе финансирования была лишь строчка о жертвах нацизма, но эстонским депутатам удалось протолкнуть поправку, согласно которой Mementoили любое другое общество, расследующее депортации, может попросить денег у Еврокомиссии», – гордо заявила Микко. Пилите, Шура, Еврокомиссия золотая, но какой толк эстонскому населению от такого прекрасного времяпрепровождения депутатов за рубежом – не очень понятно.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх