Власть №4. Надутые чиновники, дутые ценности

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Синим банан бывает разве что в зачаточной стадии.
Синим банан бывает разве что в зачаточной стадии. Фото: Scanpix/Postimees

Рубрику ведет Олеся Лагашина, тел. 666 2518

Все дуют. На родину! Некоторые чихают

Видимо, оскудела талантами земля эстонская, раз ее высокопоставленные представители столь активно зазывают эмигрантов домой. Правда, в отличие от эмигрировавших на Запад россиян, которым хотя бы суперсовременный инновационный центр в Сколкове обещают построить, зарубежным эстонцам приезжать вроде бы и некуда. Разве что увеличивать безработицу в стране. По этому поводу в эстонской прессе развернулось даже некое подобие дискуссии, и, к слову сказать, идеалистов-патриотов оказалось не так много.

Редактор рубрики «Мнение» на Delfi, опираясь на свой опыт возвращения в Эстонию, предложил тем, кто собирается последовать  его примеру, сто раз подумать. Редактор эстонской газеты в Нью-Йорке Кярт Ульман призналась, например, ERR, что президент Ильвес, хоть и зазывал зарубежных эстонцев на историческую родину, но лично ей не очень понятно, что они на этой родине будут делать и готова ли родина их принять. Столь же уклончиво-вежливо ответили ERR и другие зарубежные эстонцы, высказавшись в том духе, что за границей они полезнее для Эстонии. Такую же патриотичную точку зрения высказал в Postimees Михкель Мутть, по словам которого, заявлять сейчас «Таланты, домой!» так же бессмысленно, как призывать народ в церковь, а  женщин – рожать. «Почему мы не требуем, чтобы Кайа Канепи била по мячику только на корте теннисного клуба в Хаапсалу?» – иронизирует он.

Предприниматель Пеэп Лайа, долгие годы проживший за рубежом, по такому случаю даже предложил в Postimees создать альтернативную кампанию «Таланты – вон!», пояснив, что для развития Эстонии необходимы люди, пожившие в другой культурной среде. О ценности мультикультурности, кстати, писал и Мутть. И, что характерно, никто из тех, кто высказался в эстонской прессе на эту тему, не заикнулся о ценности мультикультурности в самой Эстонии. Как будто обогащает лишь опыт, приобретенный на Западе, как будто сама Эстония моноэтнична и как будто опыт соприкосновения с другой культурной средой нельзя приобрести здесь. С позиции местного русского все эти эстонские разглагольствования о ценности мультикультурности – прекрасная болтовня. Говорили бы проще: нам нужны связи на Западе, нам нужен приток западного капитала и свое национальное государство. Было бы честнее. Не надо прикрываться культурой. Тем более что о ней все равно все думают в последнюю очередь.

Надо полагать, как и пожившие за границей эстонцы. Вот ведь пишет Керсти Мянник на Delfi, что она не хочет, чтобы ее внуки росли в Эстонии, где люди перестали чувствовать себя защищенными и уверенными. И, надо полагать, этим людям не до сохранения нации и, уж тем более, не до мультикультурности. На этом фоне любые призывы вернуться на родину звучат смешно. Таланты туда, таланты сюда и попутно родите не меньше троих детей. По дороге.

Кисельные берега и кисейные барышни

На тех самых кисельных берегах, куда так настойчиво зазывают зарубежных эстонцев, не все благополучно. Вот, например, Е24 пишет, что госконтролер Михкель Овийр, комментируя аудит госбюджета перед Рийгикогу, заметил: политики негативно относятся к любой критике в свой адрес, отрицая едва ли не все недочеты, на которые указывает госконтроль. Журналист Сулев Валнер на Vikerraadio сравнил реакцию эстонских министров на этот отчет с реакцией кисейных барышень, заявив, что стремление избежать дискуссии о собственных ошибках свидетельствует о слабости и неуверенности власти. Правда, с ним явно оказалась не согласна Ийви Анна Массо, заявившая на ETV, что в Эстонии предпочитают не критиковать, а сразу врезать.

«В Финляндии политиков не оскорбляют открыто, не иронизируют, даже критикуют относительно мало и лишь тогда, когда есть очень серьезная причина», – заступилась сердобольная Массо за эстонских политиков. Bingo! «Когда есть очень серьезная причина» – это хорошо подмечено. Возможно, у финнов есть действительно меньше поводов возмущаться своими властями, во всяком случае, уровень благосостояния у них выше. А может быть, просто финские политики не столь беззастенчиво управляют страной.

Наши тем временем действуют по принципу «шоу должно продолжаться» и делают это так вопиюще зрелищно, что даже Прийт Пуллеритс в Postimees изошел иронией: «Премьер-министр Андрус Ансип  заявил в начале недели, что чудесным образом Эстония развивалась так быстро, что оказалась на одной картине с экономикой Финляндии и Швеции. Молодец, Эстония, молодец, правительство! Продолжительные аплодисменты. Впрочем, не долгие». Пуллеритс припомнил правительству и низкие налоговые поступления, и уровень безработицы, и зависимость от европейских пособий, и возможный запрет на продажу экологических квот, изрядно пополнявших эстонский бюджет до сих пор. Не слишком лояльно к правительству высказались и в передовице Delfi, заметив, что политики ни в одной сфере не сумели преодолеть свои разногласия и объединиться в борьбе с крайней нищетой, напрочь утратив представление о реальности. Но что толку от этих мнений? Вот Юхан Кивиряхк в очередной раз написал в Postimees, что подлинная демократия заключается в социальном партнерстве, да кто его послушает?

На этом фоне дискуссия о зарплатах и компенсациях для депутатов парламента выглядит особенно забавно.  Delfiв своей передовице пишет: «Стоит ли удивляться, что компенсации, выплачиваемые при и без того больших зарплатах, кажутся несправедливыми. Особенно в ситуации, когда депутаты стали пассивными штемпелями еще восемь лет назад». Правда, как пишут в передовице Eesti Päevaleht, «высокопоставленные чиновники, от решений которых многое зависит, и должны получать высокую зарплату», но надо быть совсем кривым на левый глаз и постоянно коситься вправо, чтобы с этим согласиться.

Синий банан похож на обман

Эстонская пресса нашла на прошлой неделе и еще одну архиактуальную проблему: Dagens Nyheter написала о предложении шведского историка Гуннара Веттерберга образовать объединенное скандинавское государство. Что с того, что  министры скандинавских стран этой исторической идеей совсем не вдохновились? Это все равно прекрасный повод потихоньку начинать бояться!

Вот, например, политолог Тартуского университета Хейко Паабо поделился с Postimees мнением, что в случае объединения Скандинавских стран, если Россия «не изменит своего поведения», будущее находящихся между ними стран Балтии будет весьма мрачным. Возможность того, что Эстония рядом с объединившейся Скандинавией быстро маргинализуется, не исключил и профессор международных отношений Таллиннского университета Юрки Кяконен, который, правда, высказал предположение, что Таллинн может оказаться в самом быстро растущем регионе Скандинавии, который протянется от Копенгагена через Стокгольм до Хельсинки -Таллинна. Территорию роста он при этом обозначил как «Синий скандинавский банан».

Учитывая то, с каким ожесточением и обидой обсуждали недавно на Postimees, Delfiи Õhtuleht вывешенный в одном из домов в Финляндии призыв к эстонцам убираться домой, образование скандинавского союза и, тем более, вхождение в него Эстонии – это действительно из тех областей, где произрастают синие бананы.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх