Дорога страданий, или Путь женщин-мигрантов в Европу (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Женщины-беженцы становятся жертвами сексуального насилия на протяжении всего пути в Европу, но больше всего случаев, по данным Amnesty International, отмечено в транзитных странах.
Женщины-беженцы становятся жертвами сексуального насилия на протяжении всего пути в Европу, но больше всего случаев, по данным Amnesty International, отмечено в транзитных странах. Фото: AP/Scanpix

Родившаяся в одной из африканских стран молодая женщина по имени Оумо – одна из тех тысяч беженцев, которым удалось добраться до Германии. Она бежала из родной страны, спасаясь от политических репрессий, ее родная сестра бесследно исчезла, а муж сестры был убит.

Чтобы добраться до Европы, она была вынуждена вступать в половые отношения – сначала, чтобы получить поддельные документы, затем, чтобы получить место в лодке, направлявшейся из Турции в Грецию.

Деликатная тема

Эти строки – выдержка из подготовленного Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), Фондом ООН в области народонаселения (United Nations Population Fund) и Женской комиссией по делам беженцев (Women’s Refugee Commission) доклада «Protection risks for Women and Girls in the European Refugee and Migrant crisis», в котором обращается внимание на то, что женщины-мигранты на пути в Европу подвергаются насилию и притеснениям.

Как сказала в интервью Postimees заместитель директора представительства Amnesty International в странах Евросоюза Иверна Макгован, данные этой организации, борющейся за права человека на физическую и психическую неприкосновенность, также свидетельствуют о том, что торговцы людьми заставляют женщин вступать в половые отношения, обещая взять за это меньшую посредничес­кую плату.

Женщины-беженцы постоянно подвергаются насилию в семье, изнасилованиям, они вынуждены вступать в интимную связь с торговцами людьми, выдавать замуж несовершеннолетних дочерей.

То обстоятельство, что эти женщины подвергаются сексуальному насилию как по дороге в Европу, так и в самой Европе, еще не нашло достойного отражения. Что вполне понятно, ведь информацию такого рода собрать крайне сложно, т.к. тема деликатная. «Ни одна женщина не готова рассказать о том, что была изнасилована или подвергалась насилию в семье, эти темы для нее табу», – пояснила Макгован.

Как следует из доклада Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, как правило, женщины, оказавшись в Европе, стараются не касаться этих тем. В большинстве случаев им пришлось пережить суровые испытания еще на родине.

«Стремясь оказаться в безопасной стране, женщины, даже если подвергаются сексуальному насилию, не обращаются за помощью, опасаясь, что их могут отправить обратно», – констатировала Софи Магеннис, возглавляющая европейское бюро UNHCR по вопросам политики и права (Head of Policy and Legal Unit, UNHCR Bureau for Europe).

«Только оказавшись в той стране, куда они стремятся, и почувствовав себя в безопасности, женщины могут рассказать о том, что пережили», – сказала Магеннис, добавив, что следующее исследование UNHCR затронет эту целевую группу.

По словам Иверны Макгован, сексуальное насилие – явление, характерное для кризиса беженцев. Когда мигранты, в том числе женщины, вынуждены находиться в перенаселенных центрах по приему беженцев, лагерях беженцев или ночевать под открытым небом, не имея возможности помыться или спать отдельно, то такие условия способствуют сексуальному насилию.

«Представьте себе, что вы вынуждены провести ночь в чистом поле, разве вы будете чувствовать себя в безопасности? Конечно, нет», – считает Макгован, отметив, что граждане Евросоюза могут обратиться за помощью хотя бы в полицию, а у беженцев такой возможности нет.

Проблема затрагивает все большее число женщин, ведь если, например, в июне 2015 года женщины и дети составляли всего 27 процентов беженцев, стремящихся в Европу, то в январе этого года они составляли уже 55 процентов. Вслед за мужчинами в Европу устремились их семьи.

По словам Макгован, женщины становятся жертвами сексуального насилия на протяжении всего пути в Европу, но больше всего случаев, по данным Amnesty International, отмечено в транзитных странах, где условия в центрах по приему беженцев оставляют желать лучшего. «Если говорить о конкретной стране, то можно назвать Венгрию», – уточнила она.

Как отметила Макгован, невозможно замолчать тот факт, что женщины подвергаются насилию не только со стороны других мигрантов, но и со стороны полицейских из европейских стран. Amnesty International известен случай, когда женщине, ходатайствовавшей о предоставлении убежища в Германии, сотрудник полиции обещал поспособст­вовать в рассмотрении заявления, если она вступит с ним в половую связь.

Пугающая тенденция

В докладе Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев отмечается еще одна пугающая тенденция.

Кризис беженцев увеличил число браков с детьми. По словам Магеннис, проведенное в ноябре прошлого года исследование показало, что родители отдают своих юных дочерей замуж в надежде, что по пути в Европу они будут более защищены. К ранним бракам толкает и бедность.

«В бедных семьях к ранним бракам относятся как к возможности поправить финансовое положение», – пояснила Магеннис. В Европе браки с детьми запрещены законом, но в реальности в европейских странах уже можно встретить пары, в которых мужу, например, 40 лет, а жене 14.

Как можно исправить положение? По мнению Макгован, следует повысить компетентность людей, которые занимаются мигрантами, но тут же добавила, что главная проб­лема в том, из-за чего люди вынуждены проходить тысячи километров пешком, чтобы оказаться в Европе.

В докладе Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев также отмечается, что до тех пор, пока не будет легальных путей, по которым мигранты смогут добраться до Европы, они будут становиться жертвами торговцев людьми.

«Наша главная задача – остановить это бесконтрольное движение», – считает Магеннис. Представители и UNHCR, и Amnesty International подчеркивают, что единственным решением этой задачи может быть программа переселения, в рамках которой ходатайства о предоставлении убежища рассматривались бы в лагерях беженцев в Турции или еще в Сирии.

На основании заключенного в прошлом году договора страны ЕС согласились принять 160 000 человек, но в рамках этой инициативы, как сказала Магеннис, удалось распределить только 600 человек. По словам Макгован, это свидетельствует не столько об отсутствии практических возможностей, сколько об охватившем Европу политическом кризисе.

«Дело не в том, что Европа недостаточно сильна, она просто не хочет решать эти проб­лемы. Если бы нашим границам угрожала военная опасность, проблема была бы немедленно решена, и на ее решение не пожалели бы миллиарды евро. Достаточно вспомнить недавний экономический кризис и обвал банковского сектора. Для того чтобы избавить банки от долгов, практически моментально были созданы государственные фонды спасения. Когда же Европа приняла миллион человек, никто не знает, что с ними теперь делать», – подытожила Макгован.

Комментарии (1)
Copy

Ключевые слова

Наверх