Ханно Певкур: Кая Каллас рано или поздно станет премьер-министром (3)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Председатель Партии реформ Ханно Певкур.
Председатель Партии реформ Ханно Певкур. Фото: Eero Vabamägi

Внутренний конфликт в Партии реформ, продолжающийся несколько последних месяцев, недавно привел к все более громким взрывам. Сийм Каллас требует нового председателя, Ханно Певкур – внутрипартийных выборов сразу в начале будущего года. Теперь Певкур признается, что выдвижение кандидатуры Каи Каллас поддержал именно он.

- Посмотрим на выборы председателя Партии реформ годичной давности. Калласы тогда сыграли на выборах председателя двойную игру, чтобы через год Кая Каллас могла подняться на первую позицию?

- Год назад на выборах председателя и правления у членов партии был принципиальный выбор: продолжать по-старому или выбрать открытость и более взаимодействующее управление. 1048 голосами против 635 меня выбрали новым председателем. Я думаю, что Кая Каллас, как и я, придерживается того мнения, что управление партией может основываться только на открытой внутренней демократии, а не на комбинациях или тайных договоренностях. Я знаю Каю как уважаемого, рассудительного и держащего слово человека.

- Это был план Сийма Калласа? Что он выиграет от этого?

- Это вам нужно спросить у Сийма. Например, многие в партии с удивлением читали, что почетный председатель хвалит Центристскую партию и критикует прежнюю, руководимую Партией реформ коалицию.

Мне кажется, что Сийму Калласу просто скучно. Являясь неоспоримо крупной фигурой в эстонской политике, он явно пока не хочет на пенсию, но место старейшины волости Виймси для него не слишком интересно. Поэтому по-человечески я понимаю его стремление - громкими заявлениями и поступками - совершать неожиданные заячьи прыжки, которые время от времени создают серьезное замешательство. Просто приди и скажи, что тебя беспокоит!

- После последних встреч у вас не возникло ощущения, что он больше в вас не уверен?

- Когда мы в последний раз встречались, мы разговаривали, глядя друг другу в глаза прямо. Сийм никоим образом не подал знака, что он хочет меня заменить. Утверждал, что все отлично и мы идем дальше. А теперь возникла диаметрально противоположная ситуация.

Этой своей позицией - что партии нужно выбрать нового председателя - он, как мне кажется, оказал медвежью услугу своей дочери. Кая Каллас рано или поздно станет премьер-министром Эстонии, но излишнее стремление отца вымостить карьеру дочери бешеными темпами оставляет у всех горькое послевкусие и ощущения, что ими манипулируют.

- Вы хотите организовать выборы председателя уже в январе. Не потому ли, что в мутной воде у вас у самого больше шансов?

- Каждому члену правления ясно, что проводить выборы председателя и правления партии в январе 2019 года (за пару месяцев до выборов в Рийгикогуред.) неразумно. Поэтому остается два варианта: продлить мандат нынешних председателя и правления на время после выборов или организовать внеочередные выборы.

Я как председатель партии не считаю возможным, чтобы в следующие семь месяцев в СМИ разворачивался сериал «Партия реформ ищет премьер-министра». Когда, например, Лайне Рандъярв и Урмас Круузе сказали, что нужны новые выборы и они должны пройти летом, я в ответ спросил: чего ждать? Кто-то станет лучше за семь месяцев? Если возникает проблема, будешь ли ты ждать с ее решением семь месяцев? Не будешь же!

Но все это на самом деле лишь колыхание фона. Проблема не в управлении в Партии реформ, а в том, как управляют Эстонией. Руководимое Центристской партией правительство живет на пределе своих возможностей, вводит новые налоги и ограничения, разрушает пенсионную и принесшую Эстонии успех налоговую систему и так далее. По сути все запутано и находится под огнем критики общественности.

Это те проблемы, которые нужно решать. Не говоря уже о том, что под руководством Центристской партии Эстония превратилась в скучное периферийное восточно-европейское государство: помимо проигрыша в дигитальных и налоговых предпочтениях правительство Юри Ратаса хочет придерживаться политики, направленной в сторону России.

- Все действительно так мрачно?

- Я приведу другой пример. Руководимые партией премьер-министра городские СМИ называют Украину гибридным государством – куда дальше? В следующий раз призовут к восстановлению Советского Союза? Друзья, это уже не та Эстония, которую мы строили в течение многих лет.

Еще одна вещь. Я с начала лета говорил, что мы слишком толерантно относимся к тому, как Таллиннская городская управа в течение многих лет тратит сотни тысяч евро налогоплательщиков на ПБК – телеканал, названный КаПо враждебным рупором Кремля.

Я неоднократно предлагал, чтобы эти почти 500 000 евро в год, на которые центристы настраивают русских зрителей против Эстонии, передали ЭТВ+. Каналу, который был создан именно для того, чтобы отнять русских зрителей у Кремля.

Мое летнее предложение не посчитал нужным принять всерьез даже сам ERR, что показывает, насколько мы привыкли к коррупционной двойной игре Центристской партии, которая никуда не исчезла после ухода с арены Эдгара Сависаара.

Я на сто процентов согласен с мнением Рауля Ребане, что все денежные вливания в российские каналы нужно прекратить, поскольку это абсурдно и неэтично с политической точки зрения. Но и это не все. Общественность явно еще не знает, что правительство решило провести рекламную кампанию, посвященной столетию республики, на ПБК. Куда дальше? Что дальше?

- Вернемся к Партии реформ. Ваше заявление было рассчитано на то, что если после своих слов Кая Каллас вернется из Европарламента в 2019 году, то у нее уже есть готовый план и в домашнюю политику она вернется значительно раньше?

- Как я сказал, я не могу допустить, чтобы в течение последующих семи месяцев мы занимались внутрипартийными выборами. Нам нужно думать об Эстонии и стоящим перед Эстонией выбором. Ни для одного политика власть не может быть настолько дорога, что это начало бы мешать большим целям. Будущее нашей страны – это единственное, что на самом деле важно.

Чтобы Партия реформ была готова выиграть выборы в Рийгикогу в 2019 году, нужна спокойная и рабочая обстановка. Этого сейчас в партии, к сожалению, нет. Возникла странная ситуация, когда говорится о необходимости новых выборов, но в то же время их хотят отложить на более поздний срок. Но это полезно только нашим конкурентам.

Я глубоко убежден, что при внутренней раздробленности Партия реформ следующих выборов не выиграет. Эстония стоит больше, чем уничтожающая Эстонию политика нынешнего правительства. К сожалению, я по-прежнему постоянно наблюдаю в партии поскрипывание стульями, выкручивание, упрямство и непримиримость между мелкими группами людей, независимо от того, какое впечатление у общественности они пытаются создать.

Но судьба Эстонии и партии для меня во много раз важнее, чем попытки судорожно удержаться за кресло. Поэтому я призываю однопартийцев прекратить все дрязги и  даже тех, кто испытывает слепую ненависть ко мне или к Кае, сплотиться за ее спиной и пойти одной командой, чтобы выиграть следующие парламентские выборы.

- Правильно ли я понял, что вы поддержите ее кандидатуру на выборах председателя?

- Да.

- Вы сказали, что кто-то изворачивался и создавал дрязги. Играл ли Кристен Михал против вас в последние месяцы?

- Кристен Михал недавно сказал, что, по слухам, жизнь есть и за пределами политики 24/7, и он хочет сделать этот смелый шаг, чтобы посмотреть, так ли это. Может быть архитектура снежных баб – это та ниша, которая еще не заполнена в частном секторе. В любом случае, я желаю ему удачи.

- Вы саркастичны. Вы видите месть в его деятельности?

- Послушайте, я не верю, что мечты Кристена Михала исполнятся, если он найдет в мешке Деда Мороза голову Ханно Певкура. Ясно, что очень скоро Кристену надоест играть с моей головой. А если серьезно, хватит о нашей ссоре. Всё.

- Хорошо. Какие ошибки вы совершили будучи председателем?

- Конечно, я совершал ошибки, поскольку ясно же, что никто из нас не рождается председателем партии. Особенно такой партии, которая после 17 лет впервые оказалась в оппозиции. В партии, где до сих пор царит шок и каждый воспринимает это лично, я очень долго ждал инициативы от других, но не почувствовал, что оказавшись в оппозиции, нужно было бы больше заниматься поисками мотивации и заражением ею других.

Здорово быть умным задним числом, однако это никуда не ведет. Вперед ведут новые идеи. Мне приятно, что по моему предложению в следующее правление будут выбраны отдельно три представителя из регионов. Идет составление программы, и все жители Эстонии могут через нашу страницу в Интернете прислать нам свои идеи того, как сделать Эстонию лучше.

Я верю, что мои идеи, которые я в течение года высказывал в интервью, речах или статьях, на самом деле помогут сделать Эстонию лучше. Пусть это будет такая страна, в которой помощь прежде всего оказывается тем, кто в ней нуждается. Я говорил об объединении баз данных самоуправлений и государства, о деньгах на лечение, которые перемещаются за человеком, что в свою очередь зависит от поведения человека в плане его здоровья... Или о на 50 процентов меньшей бюрократии и правового пространства, о понимание того, что общественные деньги – это общественные деньги.

Это и восстановление простой налоговой системы, разрешение двойного гражданства эстонцам по рождению, обещание отельных средств высшему образованию с внедрением так называемых рабочих университетов. И, конечно же, прекращение противостояния на почве национальности.

У нас одна Эстония, о которой нужно заботиться и которую нужно строить. Естественно, в нашем доме существуют наши правила, но будущее Эстонии может быть только в открытой Эстонии.

- Вы как оппозиционный лидер в последние дни не критиковали деятельность Кадри Симсон?

- Это осознанный выбор. Несмотря на то, что мы находимся в оппозиции и наша задача – критиковать правительство, мы еще и люди. Изначально мы знали, что Кадри Симсон никак не связана с деятельностью своего спутника жизни, и мы посчитали правильным разделять работу и личную жизнь.

Теперь выяснилось, что у Кадри Симсон была важная роль в переговорах о выделении дополнительной дотации свиноводам, и, зная правильные условия, максимальную дотацию получило именно предприятие, связанное с ее спутником жизни. Кроме того, премьер-министр исказил степень участия Симсон в переговорах и Симсон не заняла четкой позиции по теме, в которой ее спутника жизни вместе с другими подозреваемыми прокуратура обвиняет в деятельности в интересах одного предприятия.

Это совершенно недопустимо и убийственно для репутации Эстонии. Задача министра и даже премьера дать гарантию всем инвесторам, что эстонские следственные органы делают работу независимо. Но на данный момент ясно, что доверие к Симсон, по крайней мере, в глазах Партии реформ пропало. Мы считаем, что Симсон должна подать в отставку, и если она не сделает этого сама, мы вынесем ей вотум недоверия. 

Комментарии (3)
Copy
Наверх