Цены на дрова снова поднимутся

Андрус Карнау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сосновые дрова на складской площадке Eesti Energia составляют лишь треть того количества дров, которое уходит в топки Нарвских электростанций за год.
Сосновые дрова на складской площадке Eesti Energia составляют лишь треть того количества дров, которое уходит в топки Нарвских электростанций за год. Фото: Erakogu

По сравнению с прошлым годом дрова сейчас подорожали более чем на пятую часть. Причиной повышения цен стала растущая потребность электростанций в дровах, которая в ближайшие годы увеличится еще в несколько раз.


«Когда в Нарве будет готова но­вая электростанция, вырас­тет конкуренция на балансовую древесину, поскольку на нужды новой нарвской станции может понадобиться значительная часть этого вида древесины», — сказал заведующий отделом сбыта древесины Государственного центра управления лесами (RMK) Ульвар Кауби.

Если спрос возрастет, а объемы вырубки леса не увеличатся, это может вызвать существенный рост цен. Электростанция должна быть построена к 2015 году и готова использовать в работе смешанный вид топлива, из которого половину составляют опилки, а половину — сланец.

Согласно расчетам конкурентов, на станции могут расходовать до четырех миллионов кубометров древесины в год, а это примерно половина предполагаемых объемов вырубки эстонских лесов в этом году.

Отопление подорожает

По словам Кауби, дрова дорожали постоянно, а цены на бревна и балансовую древесину долгое время оставались на том же уровне. Однако следует ожидать, что и они подорожают. По оценке Кауби, за повышением цен на дрова стоит как оживившийся эскпорт, так и котельные и электростанции, использующие возобновляемую энергию. «В этом году дрова подорожали на 20 процентов или даже чуть больше», — сказал Кауби.

Уже сейчас объемы сжигаемых опилок на электростанциях в Тарту, Вяо, Пярну и Нарве оказывают давление на рост цен в сторону их повышения. Около 15 процентов вырубаемых в Эстонии лесов идет в котлы тепло­электростанций.

Если еще несколько лет назад использование опилок, например, в котельных маленьких городов казалось прекрасной идеей, которая поможет удержать цены на дрова под контролем, действительность показалась совсем иной. Наряду с удорожанием местной древесины выросла стоимость и отоп­ления жилья.

Председатель правления Таллиннской электростанции, расположенной в Вяо, Андрес Таукар отметил, что в новом сезоне им придется платить за опилки примерно на 20 процентов больше, чем до сих пор — 18 евро за мегаватт/час.

«Сначала мы не поверили и даже не осмеливались заключать договоры, поскольку опасались, что фирмы пытаются вести картельную игру, но в итоге цены оказались именно в этих пределах», — прокомментировал Таукар.

По оценкам, такое подорожание опилок означает для столичных потребителей тепла рост цен на тепло­энергию в размере 0,5-1 евро за мегаватт/час. В маленьких городах, где нужда в опилках еще больше, чем в Таллинне, это вызовет более значительный рост цен.

Рост цен, вызванный развитием сферы возобновляемой энергетики, коснется также и промышленных предприятий. «Те, кто торгует дровами, знают, что за год они подорожали почти наполовину, а это, в свою очередь, влияет на повышение цен на другие товары первой необходимости», — признает руководитель Pepo Vabrikud Тийт Кольк.

Конкуренты негодуют

Руководитель Нарвских электростанций Тыну Аас сказал, что утверждения конкурентов, будто бы их станция взвинтила цены, совершенно безосновательны. «В последние месяцы цены на сырье, которые в период экономического кризиса были снижены, повсюду стали расти, и рынок древесины не может быть исключением. В ценообразовании на рынке древесины, помимо местных потребителей, участвуют также и страны Скандинавии», — прокомментировал Аас.

Сейчас Нарвские электростанции являются крупнейшим потребителем древесных опилок, но далеко не един­ственным. Конкуренты негодуют оттого, что правительство разрешает сжигать в Нарве опилки с очень низким коэффициентом полезно­го действия, выпуская через трубы преимущественную часть тепла в атмосферу.

На эстонском рынке доля древесины, потребляемая Нарвскими электростанциями, составляет три процента, подтвердил Аас. В прошлом году, по оценкам RMK, в Эстонии было вырублено 7,7 миллиона кубометров леса. Если брать за основу оценку Ааса, что Нарвские электростанции сжигают пятую часть древесины, используемой на крупнейших электростанциях в Эстонии, то получается, что уже сейчас в печах больших котельных и электростанций по стране сжигается не менее 1,2 миллиона кубометров древесины в год.

По оценке RMK, за год в Эстонии около трех миллионов кубометров древесины используется для печного отопления. И это не только вырубленные леса, но и отходы деревообрабатывающей промышленности.

МНЕНИЕ

Сандор Лийве,
председатель правления Eesti Energia:

Вмире все глобальней используется биотопливо. На многих электростанциях, расположенных в странах Европы, используют различные виды биологического топлива из России, Южной и Северной Америки. Поэтому, оценивая его доступность, мы не должны исходить только из ресурсов древесины в Эстонии, а учитывать ее наличие и доступность во всем нашем регионе (Россия, страны Балтии, Белоруссия).

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх