День знаний, или Многие печали

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Олеся Лагашина
Олеся Лагашина Фото: Dmitri Ivanov

1 сентября мы отмечаем День знаний, а многие знания, как известно, – многие печали. Для эстонской системы образования этих печалей на этот раз оказалось как-то неприлично много.

Во-первых, это проблема русских школ, которая так до сих пор и не решена, как бы представитель министерства Ирене Кяосаар ни пыталась сделать вид, что до сих пор все «на все были согласные», и лишь отдельные баламуты мешают школам спокойно работать. То, как эстонские официальные лица сейчас комментируют акцию с белыми ленточками, вызывает крайне неприятное чувство. В самом деле, как бы ни относиться к разнообразной символике, которая в последнее время вошла в моду, почему ильвесовские желтые ленточки вызывают ажиотаж и массовую поддержку вплоть до их распродаж крупными торговыми сетями, а белые непременно являются провокацией и мешают работе школ?

Свою ноту горечи влила нехорошая и непонятная история с заявлением Андрея Красноглазова, который будто бы выступил на конференции российских соотечественников с пораженческими заявлениями, объявив, что первый раунд борьбы за русскую школу проигран. Ответом, как известно, стало открытое письмо «Русской школы Эстонии» в российский МИД, что также не вызывает оптимизма. Неужели мы тут настолько бесправны и бессильны, что не можем требовать того, что принадлежит нам по закону, у своего государства, в котором мы живем и которое существует за наш счет?

Впрочем, учитывая невменяемость и хроническую глухоту эстонского Министерства образования, возможно, и это вариант. Но заграница столько раз демонстрировала, что нам не поможет, что надеяться, кажется, можно только на себя. А тех, кто привык маршировать дружно в ногу, не навлекая на себя неприятностей, к сожалению, всегда больше, чем тех, кто привык отстаивать свои права. Поэтому расcчитывать на массовость протеста не приходится.

О невменяемости министерства свидетельствует и та часть реформы образования, которая касается вузов. Возможно, я чего-то не понимаю, но у меня не укладывается в голове, как можно считать бесплатным такое высшее образование, за которое уже начиная со второго семестра со студента можно потребовать 1500 евро. Особенно учитывая неутешительные данные университетской статистики, если верить которой, большинство студентов не выполняют учебную программу в необходимом для бесплатного обучения объеме.

А если высшее образование фактически становится платным для большинства, не проще ли заранее планировать свое (или своих детей) поступление в зарубежные вузы, чтобы за свои деньги получить диплом более престижного университета?

Учитывая эти и многие другие моменты, большинство из которых так или иначе связаны с проблемой финансирования, остается лишь восхищаться мужеством тех людей, которые идут преподавать, не зная до конца, какую очередную гадость подготовит им министерство. Остается также надеяться, что хроническая реформа образования не отобьет у молодежи само желание учиться. Остается верить, что ни одному министерству не под силу уничтожить образование вообще. И что всегда найдутся идеалисты, которые будут делать свою работу по совести и призванию – несмотря и вопреки.

С новым учебным годом!

Комментарии
Copy
Наверх