Март Хельме в Нарве: на выборах у нас здесь будет свой избирательный список (30)

Copy
Март Хельме в Нарве сообщил, что ищет здесь сторонников, которые пойдут на выборы в списке EKRE.
Март Хельме в Нарве сообщил, что ищет здесь сторонников, которые пойдут на выборы в списке EKRE. Фото: Николай Андреев

Один из основателей и бывший председатель Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Март Хельме сегодня по партийным делам приехал в Нарву. EKRE планирует в течение недели назвать руководителя ее нарвского отделения. Март Хельме признал, что русские и эстонцы расходятся по многим вопросам (например, отношением к 9 мая), но, заявил он, это не помешает принимать в EKRE новых русскоязычных членов.

EKRE занялась поиском русскоязычных сторонников

Март Хельме общался с нарвской прессой по-русски и для начала рассказал, что впервые побывал в Нарве в возрасте пяти лет, когда на машине ЗИМ с семьей ехал в Ленинград.

Пресс-конференцию для Марта Хельме в Нарве организовал Андрус Тамм - центрист, который до кризиса, поразившего нарвский округ ЦП, был в нем весьма влиятельным человеком. Тамм, однако, заверил, что остается центристом, в EKRE не собирается, а Марту Хельме помогает, поскольку недавно организовал PR-фирму. И в этом качестве готов привести в Нарву хоть Ким Чен Ына.

Март Хельме также избегал называть имена - он не назвал ни одного политика или известного человека из Нарвы и Ида-Вирумаа в целом, который уже присоединился к EKRE.

“Мы начали строить нашу партию с самого низа, с нуля, - ответил он на просьбу назвать видных сторонников. - И я вижу, что это имеет гораздо больший потенциал, чем если мы будем собирать каких-то знаменитостей прошлых времен. Я думаю, что это правильный подход. Мы занимаемся людьми, которые проживают на месте и знают, что здесь происходит - какие проблемы, какие возможности, кто коррупционер, кто не коррупционер. Мы с этими людьми занимаемся, поддерживаем, помогаем, чтобы они могли себя политически реализовать”.

По словам Хельме, у EKRE с самого начала были не очень сильные местные организации. Руководители партии концентрировались на более перспективных для нее местах, а Нарва осталась последним белым пятном для партии. Теперь руки дошли и до нее. Однако, сейчас, по данным EKRE, в Нарве около 60 членов этой партии.

“У нас твердый план на местных выборах идти на бой со своим списком. Список мы составлять будем, обязательно будем и здесь в Нарве. И будем соревноваться с другими партиями. Конечно, самый сильный соперник у нас - центристы, но нельзя сказать, что других партий здесь вообще нет”.

Тем не менее, Хельме считает, что у EKRE здесь хорошие шансы.

“Наши конкуренты обвиняют нас в том, что я пришел сюда подлизываться к русским. Это не так. Мы не хотим оставить впечатление, что будем какие-то примирительные речи вести с русскими. Ничего подобного. Мы считаем, что у нас есть разногласия с русскими в Эстонии, но есть и очень серьезные, сильные точки соприкосновения с русскими людьми”, - сказал Март Хельме.

9 мая, серые паспорта и “хороший баланс между эстонцами и русскими”

В программе EKRE был пункт о том, что у обладателей серых паспортов нужно отобрать право голоса на муниципальных выборах. В Нарве это около 13% населения (плюс около 36% граждан РФ). Март Хельме прямо не открестился от этой идеи, заявив, что хотел бы, чтобы серых паспортов не стало вообще, а их обладатели сдали все необходимые экзамены и получили эстонское гражданство.

“Я думаю, у нас сегодня существует довольно хороший баланс между эстонцами и русскими”, - сказал Март Хельме.

Он также считает, что русские и эстонские школы должны существовать отдельно, поскольку детям тяжело в иноязычной среде. Деление на два сообщества Март Хельме считает оправданным и в вопросе трактовки истории:

“Мой отец сражался здесь, в Нарве. В 44-м году, в сентябре он был одним из последних, кто покидал фронт, потому что немцы предали. Он всегда высказывал свое мнение: немцы нас предали, отобрали артиллерию, отобрали самолеты и оставили эстонцев умирать здесь, чтобы самим уйти с как наименьшими потерями. И он всегда говорил, что русские были очень хорошими бойцами: мы их убивали, они нас убивали, но я их очень высоко оцениваю. Но почему я всё это говорю? Потому что наши подходы к 9 мая различаются. Для русских это, конечно, День победы - это понятно. Для эстонцев это означает то, что советская власть снова пришла в Эстонию, а что сделала советская власть в 40-м году, люди тогда очень хорошо помнили. Из этого вытекает то, что наши подходы к 9 мая различаются. Но я думаю, что обе стороны уже более-менее понимают, почему наши подходы различаются, почему для одних это День победы, а для других нет. Я думаю, мы сделаем мудро, если не будем слишком остро вокруг этой даты дискутировать. Хотя, я думаю, и в будущем будем иметь по этому поводу разные взгляды”.

Март Хельме заявил, что этот вопрос не влияет на членство в EKRE, и нарвитянина не выгонят из партии за празднование 9 мая. С другой стороны, члены  EKRE недавно возмущались в соцсетях уже тем, что в списках конкурирующих партий есть русские фамилии. Хельме считает, что это искусственно раздуваемые проблемы, а в реальности люди больше озабочены коронавирусом и экономическими проблемами.

Умаслил энергетиков и шахтеров

Март Хельме заявил, что Ида-Вирумаа - самая богатая часть Эстонии, но до сих пор этим плохо пользовались:

“Мы никак не можем поддерживать, я сказал бы, сильно идеологические подходы к “зеленому повороту”, о которых говорит новое правительство Эстонии. Мы считаем, что до тех пор, пока не гарантирован гибкий переход от старой промышленности к новым экономическим системам, мы никак не можем бросать людей.

Промышленность, которая занимается производством сланцевого масла, в прошлом году дала 400 миллионов дохода, с них почти 100 миллионов - налоги в государственный бюджет. Теперь нам говорят, что из Европы Ида-Вирумаа получит примерно 370 миллионов евро. Но это мелочь, если учитывать, что это на пять лет. Это будут, конечно, разного рода социальные программы, но это не сможет сбалансировать то, что люди могут потерять рабочие места и - что для нас самое важное - энергетическую независимость Эстонии. Это вопрос безопасности. Мы смотрим на Ида-Вирумаа как на очень чувствительный регион, где нельзя глупо играть с разного рода социальными проблемами”.

Судьба “зеленого поворота” решается в Брюсселе, а не на местных выборах. С этим Март Хельме не спорит, но повторяет, что его партия выступает против нынешней политики:

“Мы видели в сельских районах Эстонии в 90-е и 2000-е годы, как люди, которые имели нормальную жизнь, работу, после того, как всё это потеряли, деклассировались - потеряли смысл жизни, стали выпивать. Самоуправление, конечно, не может на это влиять, но государство совместно с самоуправлением может”.

Комментарии (30)
Copy

Ключевые слова

Наверх