Мир глазами Игоря Зинченко: выставка работает еще два дня

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Национальная библиотека.
Национальная библиотека. Фото: Mihkel Maripuu

Персональная выставка живописных работ Игоря Ziko в Галлерее на 1-м этаже Национальной библиотеки (Eesti Rahvusraamatukogu) завершает работу во вторник.

10 апреля 2012 года завершает свою работу персональная выставка художника Игоря Зинченко (Ziko). Это не первая выставка художника в Таллинне. Поскольку я имел отношение к подготовке той одной из прошлых выставок (в Музее оккупаций), то знаю, что одной из задач художника тогда была небольшая провокация, некий минус-знак, связанный с организацией аполитичного пространства искусства внутри сверхполитизированного музея идеологии.

Многие пришли поискать черную кошку внутри черной комнаты и были крайне удивлены тем, что в работах художника с неэстонской фамилией Зинченко не было ни того, что они искали, ни хотя бы чего-нибудь противоположного. Там был Город, какой-то другой город, сюрреалистичный, западный - не эстонский и не русский.

На том этапе Ziko прочно закрепил за собой имидж урбаниста, что вполне сочеталось с его повседневной дизайнерской деятельностью. Но художник и мыслитель рвался наружу, и это выразилось в конечном итоге в создании серии работ совсем иного характера: CIRCUMANNO 2010 года. Не знаю, проводилась ли выставка этих работ, но упомянуть эту серию здесь необходимо как один из этапов или мостиков к выставке нынешней.

После мистики и символики CIRCUMANNO следующая выставка удивляет своим неожиданным переворотом к простоте. Это серия пейзажей (пастель, смешанная техника) с видами эстонского острова Сааремаа. Выставка "Saaremaa mustand / Сааремааский черновик" имела место быть в ноябре прошлого года в замке г. Курессааре (совместно и параллельно с выставкой работ художника Марии Реппо "Kiir kunst / Быстрое искусство").

Урбанист - символист - пейзажист - ? Как ни странно, но это опрощение становится началом нового проекта - проекта путешествия, проекта биографии. Обретение дома происходит лишь для того, чтобы стать отправной точкой нового пути. Простота как результат интеллектуальной рефлексии актуального художника отличается от деградирующей простоты адептов нордического минимализма или ностальгирующего постколониализма (фукуямовского толка).

Обращение к классическому жанру пейзажа щедро подпитано дизайнерским взглядом на фактуру окружающего нас видимого и невидимого пространства. Но хватает ли этого знания, этой уверенности для приятия другого, нового и непривычного пространства и времени?

На этот вопрос и отвечает выставка в Национальной библиотеке, которая носит вполне прозрачное название: Syria-Lebanon. Она собрана она из работ, написанных по следам путешествия в Сирию и Ливан. В основном - пейзажи. Но это уже не черновик, это уже не пастель. Это уже масло или акрил. Большие полотна все чаще уступают места малоформатным, но сильно концентрированным работам.

Не вдаваясь в детальный искусствоведческий анализ, упомянем здесь пунктиром наиболее запомнившиеся моменты. Это и увлекательная игра с фреймом - двойные и тройные рамочные композиции, вид из отверстий в горах, улицы-коридоры уходящие в небо. Небо, делящее пространство с золотым и серебряным песком, как коктейль, как песочные часы. Влажный взгляд, сухой ветер, блестящий объектив, отточенный стиль. Невидимое, но вездесущее солнце отмеряет время с 8-ми утра до 8-ми вечера. Время - песок - масло... Все плавится и застывает в многослойных культурных напластованиях... Симптомы и символы. Отсутствие людей, животный орнамент. Мы не знаем символов, но действуем, как должно - симптоматично. Сознательный, напитанный новостными лентами, наш современник в лице просвещенного медиа-активиста идет на выставку "Сирия-Ливан" в поиске кровавых отпечатков. И ничего не находит. Или - находит нечто иное.

Внутренний Брейвик не дает покоя откосившим от армии недорослям. Европа болеет, Европа путешествует, Европа лечится. Игорь Ziko - один из докторов. Он выписывает рецепты и привозит из своих путешествий полезные снадобья. Время лечит с помощью смерти, искусство - с помощью жизни. Взамен вы должны дать немного своего времени. Вот и всё.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх