Учредительное собрание — начало парламентаризма

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Копытин
Игорь Копытин Фото: SCANPIX

93 года назад на свое первое заседание собралось Учредительное собрание Эстонии. Экономический кризис, дробление политических сил привели к ситуации 1934 года, когда произошел переворот Константина Пятса, ликвидировавший демократию. Возможно ли повторение подобного хода событий? Первые шаги законодательной власти Эстонии могут послужить нам уроком, считает докторант ТлУ историк Игорь Копытин.

Демократия в Эстонии не так стара, как в той же Англии, например, и насчитывает лишь несколько десятков лет. Тем не менее история парламентаризма в Эстонии остается весьма поучительной.

Успех и неудачи, подъем и кризис, судьбоносные решения с одной стороны и нерешительность с другой. Все это характеризует законодательную власть первой Эстонской Республики, что может служить для нас поучительным уроком.

Ключевым событием в истории Эстонии стал созыв Учредительного собрания, призванного решить судьбу страны.

Изначально законодательную и исполнительную власть в республике осуществляло Временное правительство, созванное 12 ноября 1918 года по решению собрания старейшин Земского совета.

В условиях начавшейся Освободительной войны (1918-1920) Временное правительство действовало по праву «государственной власти без ограничений», применяя институт правительственных комиссаров в совокупности с военными властями и особо уполномоченными представителями центральной власти.

Такая система в военное время была просто неизбежна, однако многие политики и деятели самоуправлений видели в ней серьезное ограничение своих прав. Недовольство центральной властью и отсрочка созыва Учредительного собрания вызвали в январе 1919 года серьезный внутриполитический кризис в Эстонии.

Протест левых партий, повлиявших на Земский совет, стал причиной просьбы Временного правительства и верховного главнокомандующего генерала Йохана Лайдонера об отставке. Такой ход центральной власти стал полной неожиданностью для оппозиции, пошедшей затем на уступки.

Поступок Лайдонера является примером высшей лояльности армии в лице главнокомандующего к демократическим устоям государства, что, в общем, было немыслимо для военачальников Белого движения в России.

Стоит заметить, что насильственный роспуск Российского Учредительного собрания в январе 1918 года считается поводом для начала гражданской войны в России (1918-1922), а одной из целей Белого движения в России стала борьба за созыв Учредительное собрание.

Причем белые генералы зачастую не считались с мнением политических центров и правительств. Примером тому является переворот адмирала Колчака против Директории, осуществленный 18 ноября 1918 года в Омске, неудачно сложившиеся отношения белогвардейской Северо-Западной армии с Северо-Западным правительством в 1919 году и т.д.

Подготовка к созыву Учредительного собрания в Эстонии началась в феврале 1919-го. Было назначено время, создан избирательный комитет, созданы избирательные округа, был определен порядок выборов.

Партии же, в свою очередь, создавали выборные списки. Именно тогда впервые на политической арене Эстонии появились две партии национальных меньшинств: Собрание русских граждан и Немецкая партия Эстонии.

Выборы в Учредительное собрание состоялись 5-7 апреля 1919 года, причем в голосовании приняли участие и все граждане — военнослужащие, находившиеся на тот момент на фронте.

В Учредительное собрание вошли представители большинства левых партий — социалисты, трудовики, эсеры, что, по сути, отражало тогдашние политические настроения в эстонском обществе. В собрание прошли восемь партий, занявших в целом 120 депутатских мест. Стоит отметить, что русская партия получила 5765 голосов и одно депутатское место.

23 апреля 1919 года, ровно 93 года назад, состоялось историческое событие, а именно — в концертном зале театра «Эстония» прошло первое заседание Учредительного собрания. Важнейшими задачами Учредительного собрания стали выработка Конституции и принятие правовой базы для осуществления аграрной реформы, поскольку вопрос о земле на территориях бывшей Российской империи оставался для населения наиважнейшим.

Принятый в октябре того же года закон о земле создал в Эстонии сильное хуторское хозяйство. Был произведен передел помещичьих и церковных земель, в результате чего на земле общей площадью свыше миллиона гектаров возникло 53 000 новых собственников. Реформа однозначно мотивировала эстонских солдат, преимущественно крестьянского происхождения, воевать на фронте за Эстонскую республику.

Декларацией о независимости Учредительное собрание закрепило выход Эстонии из состава России, опираясь на право народов на самоопределение.

Важнейшим же направлением работы Учредительного собрания стала выработка первой эстонской Конституции, принятой 15 июня 1920 года.

При выработке Основного Закона учитывалась швейцарская система, то есть подчинение правительства законодательной власти, причем, не без усилий левых партий, в соответствии с Конституцией 1920 года в Эстонии не было президента, чьи функции частично возлагались на премьер-министра или государственного старейшину.

Конституция Эстонии была одной из самых демократичных в тогдашней Европе, причем при ее составлении учитывалась и новейшая тогда конституция Германии. По Конституции 1920 года, в числе прочего, предполагалась культурная автономия национальных меньшинств.

Однако у молодой эстонской демократии было много проблем. Во-первых, на обширной территории Эстонии действовало особое положение, ограничившее демократические свободы в силу угрозы коммунистов.
Во-вторых, многочисленные парламентские фракции не могли зачастую договориться между собой, в результате чего срывались коалиционные переговоры, в период с 1920 по 1934 год продолжительность деятельности правительственного кабинета составила в среднем всего лишь около 10 месяцев.
В-третьих, экономический криз 1929 года усилил центробежные силы в обществе, и возникла угроза в лице популистского народного движения праворадикальных вапсов. Как следствие 12 марта 1934 года произошел переворот Константина Пятса и ликвидация демократии в Эстонии.

Отсутствие в Эстонии парламентской демократии привело страну к дальнейшей утрате независимости в июне 1940 года.

Если принятие ультиматума СССР («Договор о базах») в сентябре 1939 года обсуждалось лишь в кругу доверенных лиц Константина Пятса, и решение было принято без участия народа, то в соседней Финляндии подобный ультиматум не нашел поддержки парламента — Эдускунты, и страна встала на путь вооруженной борьбы за свою независимость.

Эстонию же, выражаясь словами историка профессора Магнуса Ильмярва, постигла судьба «безмолвного подчинения».

К сожалению, ситуация экономического кризиса и социальных противоречий в Эстонии повторяется.

Началось также и дробление политических сил, представленных в парламенте, что чревато скорым политическим кризисом, схожим с ситуацией до 1934 года. Закономерна и растущая популярность нынешних социалистов.

К счастью, о массовой радикализации политического спектра и общества говорить пока еще не приходится, но все же не пора ли задуматься, что день грядущий нам готовит?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх