Чемпионами не рождаются

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Спортивный чиновник доказывает Светлане Журовой (Светлана Ходченкова), что в ее возрасте о коньках следует забыть.
Спортивный чиновник доказывает Светлане Журовой (Светлана Ходченкова), что в ее возрасте о коньках следует забыть. Фото: Фото: ytimg.com

Удивительная российская спортивная драма «Чемпионы» хоть и выпущена на экраны в преддверии Олимпиады в Сочи, но задачи идеологического плана все-таки не выполняет.

Фильм четырех режиссеров по всем параметрам должен был стать пропагандистским: он снят специально под Олимпиаду в Сочи (посвящен только зимним видам спорта) и рассказывает пять историй российских спортсменов, которые, героически преодолев себя и обстоятельства, все-таки завоевали медали. По странному совпадению половина героев фильма ныне – функционеры партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия»: фигуристка Елена Бережная, ее партнер Антон Сихарулидзе, конькобежка Светлана Журова...

Но это обстоятельство можно списать на особенности нынешнего российского кинематографа. Другое дело, что истории, которые легли в основу фильма, невыдуманные, хотя и приукрашенные. Журова (Светлана Ходченкова) и правда вернулась в большой спорт после того, как родила ребенка, и даже «почетное 18-е место» (как язвит спортивный чиновник, которого играет Игорь Верник) в Инцеле ее не остановило; продолжив бороться, спортсменка в 2006 году сначала выиграла чемпионат мира в Херенвене, а потом завоевала олимпийское золото в Турине. Биатлонист Николай Круглов-младший (Марк Богатырев) поехал на Олимпиаду на деньги, которые его отец-чемпион (Андрей Смоляков) выручил за собственные медали, и, победив, выкупил отцовское золото на аукционе. Елена Бережная в 1996 году действительно получила травму головы, перенесла две нейрохирургические операции, заново училась ходить и говорить, но вернулась на лед и вместе с Антоном Сихарулидзе, который ее выхаживал, они стали в 2002 году олимпийскими чемпионами.

Истории хоккеиста Ильи Ковальчука (Алексей Чадов) и сноубордистки Екатерины Илюхиной (Таисия Вилкова) менее захватывающи. Ковальчук в какой-то момент стал играть хуже, потом воспрял и в решающем матче с канадцами принес команде победу. Илюхина боялась выступать на публике, но в итоге все-таки завоевала в 2010 году серебро в параллельном гигантском слаломе (единственная пока медаль России в этом виде спорта). Эти истории обогащены: Ковальчуку, сам того не зная, помогает мальчик Боря, защищающий своего спортивного кумира посредством Интернета, а сноубордистку от застенчивости лечит ее парень (рядом присутствует еще добрый и смешной тренер в исполнении Максима Виторгана). Сюжеты даны скорее пунктирно, и понятно, что всей правды в таком фильме не расскажут по определению – нельзя, например, упоминать о том, что Бережная и Сихарулидзе в какой-то момент были дисквалифицированы за допинг. Их история – скорее любовная, хотя в финале и подчеркивается, что семьей пара фигуристов так и не стала.

Удивительны «Чемпионы» совсем другим: в них, если приглядеться, есть глобальный антигерой, и этот антигерой – российское государство. В лице, само собой, спортивных чиновников, но они ведь действуют не по своему почину, а представляют Систему. И вот с этой-то Системой приходится временами бороться героям фильма. Почему, например, государство при всем своем нефтяном богатстве не нашло денег на подготовку к Олимпиаде Николая Круглова, так что его отцу пришлось продавать медали? Отчего чиновник в открытую издевается над Светланой Журовой – мол, ей на пенсию пора, какой спорт в ее-то годы и с ее-то местами? Почему другой чиновник мрачно заявляет тренеру Кати Илюхиной: «Значит, так. Будут медали – будут деньги. Не будет медалей – будешь на своих досках белье гладить»?

Получается, что «Чемпионы» – это фильм не только о спортивных подвигах, но и о борьбе людей с Системой. Отрадно, что Система в финале все-таки посрамлена, а медали добыты, пусть не благодаря, а вопреки государству. О какой лояльности государству может идти речь в таких условиях – другой вопрос.

Комментарии
Copy
Наверх