Какой прогноз – дожди или туманно?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Евгения Вяря.
Евгения Вяря. Фото: Архив ДД

Конец зимы для Эстонии будет окрашен в цвета предвыборной кампании. С выборов Рийгикогу, которые состоятся 1 марта, мы наш прогноз на 2015 год и начнем.

Конечно, за три месяца много чего может измениться как вокруг Эстонии, так и внутри нее, но в настоящее время можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что если гром не грянет, Социал-демократическая партия по итогам голосования, вероятнее всего, несколько увеличит свое присутствие в парламенте, а Центристская – слегка потеряет в голосах.

Первое произойдет в основном за счет того, что соцдемы в последний год перед выборами попали-таки в правительство и довольно успешно в нем посотрудничали. А поскольку приход центристов во власть маловероятен вне зависимости от результатов голосования, то вполне возможно, что часть тех, кто продолжает поддерживать центристов на местном уровне, на выборах в парламент отдаст свой голос за соцдемов.

Кроме того, центристы порядком растеряли на переправе старых коней, не приобретя сколько-нибудь замечательных новых, и до сих пор не выступили с какой-либо заметной предвыборной инициативой, если не считать таковой малореалистичное повышение минималки до 1000 евро. Противоречивая позиция партии по Украине, совместной жизни однополых партнеров, третирование автомобилистов в Таллинне и перегибы в вопросах пития могли скорее уж дезориентировать и раздражить избирателя.

Правда, кого низкие шансы Центристской партии попасть в правительство уж точно не пугают, так это рассматривающих ее как трамплин для карьерного взлета. После ухода Дениса Бородича и Ольги Сытник, а также избрания в Европарламент Яны Тоом, следующими кандидатами в Рийгикогу становятся вице-мэр Таллинна Михаил Кылварт и старейшины Кристийне и Ласнамяэ Андрей Новиков и Ольга Иванова, а на их место в столичных органах власти может претендовать пока еще безымянная молодежь. А поскольку те представители центристской младой поросли, которые заметны на партийных мероприятиях, меньше всего наводят на мысли о Лиге плюща (объединение самых престижных вузов США), компетенции, достаточной для того, чтобы хотя бы претендовать на министерский портфель, они достигнут в лучшем случае годы спустя.

Каждый, право, имеет право

С Союзом Отечества (IRL) и Партией реформ вопрос пока более открытый. IRL накануне выборов отошел в понимании традиционных ценностей от набившей оскомину линейки – история-язык-культура. Шаг очень здравый и, несомненно, перспективный, тем более что по части приверженности закоснелым национальным идеалам реформисты бывших партнеров по коалиции давно переплюнули.

Привлечение в свои ряды людей, зарекомендовавших себя в качестве защитников инвалидов – журналистки Тийны Кангро и члена правления Объединения людей с болезнями опорно-двигательного аппарата Тийи Сихвер, – как раз в тот момент, когда общество взволновала реформа нетрудоспособности, отчетливая оппозиция Закону о совместной жизни, а также план освободить от подоходного налога низкие зарплаты (идея сама по себе не революционная, но из всех партий IRL пока заявил о своем видении налоговой реформы громче всех) и выдвижение на пост премьера Юхана Партса вместо не слишком харизматичного лидера партии Урмаса Рейнсалу – эти начинания, несомненно, найдут отклик в народе. И даже уход в реформисты Ээрика-Нийлеса Кросса в долгосрочном плане IRL скорее на руку: склонный к эпатажу бывший разведчик хоть и собрал много голосов на местных выборах, но плохо вписывался в консервативный ландшафт.

Вступление в партию накануне выборов журналистов Максима Рогальского и Виктории Ладынской cтоит рассматривать не столько как свидетельство желания привлечь русского избирателя, сколько как сигнал, что партия, наконец, решила сделать упор на общечеловеческие проблемы, не зависящие от национальности. Получить много русских голосов IRL вряд ли удастся, а вот отбить часть эстонского электората у центристов – вполне. Вопрос лишь в том, хватит ли партии оставшихся двух месяцев для того, чтобы радикально улучшить свой незавидный рейтинг уже к нынешним выборам.

Белка песенки поет

Из предвыборных заявлений реформистов на самый громкий резонанс была рассчитана новость о повышении детского пособия с третьего ребенка до 300 евро. Кое-кто воспринял это как признак того, что «белки» совсем сбрендили на почве соперничества с социал-демократами, но в чьей-то душе это обещание найдет отклик. Вопрос лишь в том, насколько массовой можно считать целевую аудиторию этого посула.

Что касается пресловутой «русской карты», то непонятно, зачем реформистам трудяга Бородич, который, несомненно, сделает все лично от него зависящее, чтобы покорить Ида-Вирумаа, и чемпион Новоселов, зарытый в глубины избирательного списка, если не придумано ничего лучше, чем похоронить в Пярну такого уже имевшегося в их распоряжении ценного кадра, как Андрей Коробейник. А кроме того, историей с Юргеном Лиги, высказываниями по политике в области гражданства и идиотским отказом в гражданстве за особые заслуги лауреату всех возможных литературных премий Андрею Иванову реформисты сделали все возможное, чтобы окончательно отвратить от себя избирателя-неэстонца.

Зато такая жесткая позиция близка праворадикальным избирателям, и не только исконно-реформистским, но и тем, кому нынешний IRL кажется слишком мягкотелым.

Вот такой нам видится картина, сложившаяся в Эстонии за два месяца до выборов. Впрочем, два месяца срок долгий, и хотя до сих пор попытки извлечь из закромов компромат на политических соперников особого успеха не имели, никогда нельзя исключать громких неожиданностей как внутриполитического, так и более глобального характера. К тому же Центристская партия и ее председатель Эдгар Сависаар известны своей манерой приберегать все самое интересное под занавес предвыборной кампании.

Комментарии
Copy
Наверх