Новому парламенту – нового президента

, Журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Михкель Марипуу

Тем, за кого мы проголосуем на выборах в Рийгикогу 1 марта, придется выбирать следующего президента Эстонии.

Первой о возможном кандидате на пост президента Эстонии, евродепутате Индреке Таранде, заявила партия Союз Отечества и Res Publica, а вслед за ней социал-демократы назвали имя своего кандидата – посол в Москве Юри Луйк.

Партия реформ заявила, что вопрос о том, кто может стать следующим президентом Эстонии, волнует партии, которые не могут предложить на парламентских выборах приличного кандидата на пост премьер-министра.

Партии, которым в марте-апреле предстоит вести коалиционные переговоры, будут решать вопрос, кто займет самые важные государственные посты, и торговаться за них. Президентские выборы состоятся в августе 2016 года. По неписаному правилу партия, получившая кресло премьер-министра, не должна претендовать на то, чтобы ее кандидат занял второй высокий государственный пост. Подходящую кандидатуру подыскивают из рядов других правящих партий или их ближайшего окружения. Или находят кандидата, устраивающего всех.

Сийм Каллас

В 1990-е годы его постоянно рекомендовали на должность премьер-министра, но этот пост он занял только в 2002 году. В последние лет десять постоянно слышны разговоры о том, что Каллас мог бы обосноваться в Кадриорге.

В Эстонии не так уж много людей, которые по всем параметрам подходили бы на пост президента больше, чем Каллас. В его пользу говорят и присущая ему харизма, и то, что он занимал десятки различных высоких постов, к тому же он имеет четкое пред­ставление о будущем Эстонии и супругу уровня Хелле Мери. И хотя Каллас попал в немилость собственной партии, из борьбы за президентский пост он, безусловно, не вышел.

Индрек Таранд

Отец троих детей, депутат Европарламента, любимец эстонского народа, Таранд, кандидатуру которого на пост президента однажды уже предлагала Центристская партия, наверняка заинтересован в том, чтобы стать главой государства. «Я – кандидат гражданского общества, а это несколько больше, чем отдельно взятая партия», – заявил Таранд. Очевидно, что если президента не удастся избрать в парламенте, то у Таранда (вряд ли он может стать надпартийным кандидатом) есть неплохие шансы быть избранным коллегией выборщиков.

Марина Кальюранд

Кальюранд, несомненно, является одним из самых сильных в Эстонии экспертов в области внешней политики, и это обстоятельство может стать решающим. Как личность Кальюранд вызывает симпатию, обладает большим опытом налаживания международных отношений как на Востоке, так и на Западе. Она ни разу не пыталась получить народный мандат на выборах, что можно считать минусом, но это ни в коей мере не умаляет ее заслуг на дипломатической службе. Можно только похвалить Кальюранд за то, что когда перед ней замаячила возможность получить портфель министра иностранных дел, она не поторопилась вступить в Партию реформ. До недавнего времени Партия реформ называла Кальюранд как наиболее вероятного кандидата на пост президента. Ее кандидатура может устроить и другие партии.

Индрек Нейвельт

Нейвельт, вместе со своей супругой неизменно получающий на ежегодных президентских приемах по случаю годовщины Эстонской Республики самые высокие оценки, до сих пор сумел устоять и не поддаться на приглашения ни одной из партий. Своими экономическими планами и видением будущего страны он одновременно и привлекает партии, и ставит их в тупик. А на пост президента он вполне подходит.

Юри Луйк

Посол Юри Луйк, кандидатуру которого на пост президента назвал лидер социал-демократов Свен Миксер, ни сном ни духом не ведал, что его станут сватать на такую высокую должность. В то же время, учитывая проводимую Миксером политику в области обороны, такой поворот был вполне ожидаем. В вопросах обороны к Луйку, дипломату до мозга костей, будут прислушиваться, кроме того, он имеет внешнеполитический авторитет и опыт международного общения. Опять же, если вспомнить об уже сложившейся традиции выбирать президентов по их основным качествам – противоречивый Леннарт Мери, народный примиритель Арнольд Рюйтель, снова противоречивый, но уже Тоомас Хендрик Ильвес, то Луйк вполне вписывается в этот ряд. А что касается харизмы, то на таком высоком посту и ее прибавится.

Эйки Нестор

Спикер Рийгикогу grand forever young man Нестор, сумевший продемонстрировать, что парламентом можно руководить без оглядки на партийную принадлежность, и приблизить к народу процесс принятия парламентом решений, и словом, и делом демонстрирует, что ему по плечу и самый высокий государственный пост. Если он станет президентом, то Эстония и мир получат политпро­фессионала с навыками ди-джея и уважаемого народом человека с душой хиппи.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх