Дело Кохвера под колпаком ФСБ

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
У здания Псковского областного суда в понедельник собрались и российские, и эстонские журналисты, которых решением судьи не пустили в зал даже перед началом заседания.
У здания Псковского областного суда в понедельник собрались и российские, и эстонские журналисты, которых решением судьи не пустили в зал даже перед началом заседания. Фото: Михаил Евдокимов

В Псковском областном суде началось рассмотрение дела сотрудника КаПо Эстона Кохвера.

Вчера, после месячной отсрочки, в Псковском областном суде, наконец, началось рассмотрение уголовного дела, возбужденного Федеральной службой безопасности России против эстонского сотрудника Полиции безопасности Эстона Кохвера.

Еще до начала заседания в интервью с корреспондентами Postimees главный редактор независимой российской газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин (на фото) так охарактеризовал дело Кохвера: «архисекретное», «искусственно затянутое», взято под «колпак ФСБ».

Неожиданная замена

Эстон Кохвер попал в руки российских правоохранительных органов в сентябре прошлого года. И хотя эстонские руководители правоохранительных структур сразу заявили, что сотрудника КаПо похитили с эстонской территории, Россия придерживается иного мнения: Кохвер незаконно пересекал границу, вел шпионскую деятельность, незаконно хранил и носил оружие. В этом его и обвиняют.

В начале июня в Пскове – по месту совершения преступ-ления – должно было начаться судебное разбирательство этого дела, однако тогдашний судья нашел в материалах недоработки и вернул его следственным органам. Перевезенный из столицы подсудимый все это время оставался на месте, и вчера его вновь доставили в здание суда.

Впрочем, увидеть Кохвера ни эстонским, ни местным журналистам не удалось. Буквально накануне неожиданно был заменен судья и, как предполагалось сразу после появления этой новости, правила общения с прессой были еще более ужесточены: в зал суда никого не пустили даже до начала заседания.

О репутации новой судьи Юлии Улановой, которая теперь судит Эстона Кохвера, по сведениям псковского журналиста Камалягина, ничего неизвестно, в громких делах она не замечена: «Нас удивляет, что в таком резонансном процессе появилась другая судья. Мы можем предполагать, что процесс как минимум будет затягиваться».

По его словам, судебная система в Псковской области очень закрытая, получить информацию о судьях практически невозможно. Однако известно, что нынешняя судья в громких делах не светилась, к «закону Димы Яковлева» отношения вроде бы не имела.

Тем не менее, именно Улановой доверено вести это дело, которое, как выразился адвокат Кохвера Евгений Аксенов (на фото), «политическим не является», но скорее всего будет наконец рассмотрено и по нему вынесут решение в течение ближайших двух недель.

По полной программе

Нам удалось поговорить с бывшим уполномоченным по правам человека Виктором Ивановым (на фото), который не только знает, как в России ведутся подобные дела, но и бывал в Псковском СИЗО, где, предположительно, сейчас содержится Эстон Кохвер.

По словам Иванова, условия содержания подследственных в Псковском СИЗО удовлетворительные: «Пыточных камер и следов истязания вы не найдете, но до европейских стандартов еще далеко». Сам Кохвер, устами своего защитника, назвал нынешние условия «XV веком», а Аксенов добавил, что в Москве было проще и легче, поскольку там не боятся отступать от правил. В Пскове же не удалось даже организовать плановый визит врача, о приходе которого еще в столице ходатайствовало эстонское посольство. Впрочем, Аксенов уточнил, что здоровье Кохвера удовлетворительное, а с условиями содержания более-менее удалось разобраться.

Теперь все ждут результата. Каким он будет? Не скажутся ли непростые эстонско-российские отношения на судьбе эстонского разведчика?

«Косвенно скажутся, поскольку отношения между Эстонией и Россией сейчас напряженные. Наши СМИ прямо пишут, что по земле Эстонии и Латвии шагают военные НАТО, нашего противника, поэтому надо держать порох сухим. Это формирует общественное мнение насчет того, что это такая территория, с которой надо дистанцироваться, быть настороже. Данный подтекст, политический фон с точки зрения международных отношений, безусловно, будет сказываться», – сказал Иванов.

Он уверен, что рассчитывать на благополучный исход не стоит: «Возможно, будет устроена показательная порка, где прогремит тема лазутчика, диверсанта на территории России, которому мы врезали по полной программе в назидание другим. Это не стоит сбрасывать со счетов».

А кто приедет?

На вчерашнем заседании участники процесса успели обсудить процессуальные вопросы. А в середине дня суд в первый раз допросил самого подсудимого. Не вдаваясь в подробности, о которых он говорить не может из-за того, что дело рассматривается в закрытом режиме, адвокат Аксенов сказал, что допрос ведется по материалам дела и будет продолжаться до самого конца первого дня заседания.

По его словам, процесс движется, выясняются обстоятельства, при которых, по мнению российской стороны, было совершено преступление. Далее должны были ходатайствовать о вызове свидетелей и рассмотрении результатов экспертизы. Аксенов уточнил, что теперь процесс будет идти каждый день вплоть до вынесения приговора. Сам он пообещал все это время оставаться на месте.

Почему на процессе нет ни одного свидетеля защиты? Виктор Иванов считает, что эстонской стороне нужно бы выяснить, насколько такой поворот событий соответствует международным нормам. Однако на этот вопрос ответил Евгений Аксенов, который, как выяснилось, никого и не заявлял: «А кто приедет?» Впрочем, тут же уточнил, что не вправе обсуждать линию защиты с прессой. «Если свидетелей защиты нет, значит, эта линия обдумана», – подчеркнул Аксенов.

Адвокат уклонился от ответа на вопрос, соответствует ли такая ситуация международному праву. По его словам, это произошло не потому, что свидетелей не пустили, а потому, что некого вызывать. «Кого вызывать? Сотрудников КаПо? Вдруг на них тоже какие-то другие дела есть? Кто приедет из руководителей Эстона?» – не скрывал он иронии.

Суд над Кохвером начался и, возможно, уже через две недели будет вынесено какое-то решение. И, скорее всего, оно будет не в пользу эстонского разведчика. Однако непонятно, зачем на днях суд продлил срок содержания Кохвера под стражей до 8 октября, если все стороны уверены, что уже через две недели его посадят и, вероятнее всего, надолго?

Комментарии
Copy
Наверх