Микк Салу: вымогательство под вывеской культуры

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Микк Салу
Микк Салу Фото: Pm

Объекты культуры в Эстонии финансируются по четкому и проверенному временем сценарию: сначала переоценивают собственные силы, а затем вымогают деньги.

Детали могут различаться, но в целом это относится и к таким небольшим объектам, как тематический парк Покумаа в Вырумаа, и к таким масштабным и актуальным проектам, как строительство Эстонского национального музея и Эстонской художественной академии.

Схема такова: во-первых, нереальные обещания относительно будущих доходов и количества посетителей, во-вторых, такие же нереальные обещания, касающиеся софинансирования, будь то банковский кредит, средства Евросоюза или продажа имеющейся недвижимости. Все эти пустые обещания мы слышали, к примеру, от Художественной академии.

Укладывается в схему и переоценка стоимости нового объекта. Так, Эстонский национальный музей был крайне удивлен, что вмес­то запланированных 38 млн евро строительные фирмы запросили вдвое больше. Или Художественная академия, которая на своем сайте все еще пишет, что строительство нового здания обойдется «примерно в 400 млн» (речь идет о кронах), а общественности уже говорит о «более чем 500 млн».

После того, как пройден первый этап (переоценка доходов и недооценка расходов) и получены согласие государства на строительство и средства от него же, наступает промежуточный этап, характеризующийся активными действиями — планированием, сносом старых зданий, заполнением всевозможных бумаг, подготовкой к тендерам.

На этом этапе не исключены всякого рода неожиданности, когда, например, жильцы окрестных домов выступают против строительства высотного здания.

И все ближе тот момент, когда придется сказать правду — в смете нового здания зияет гигантская дыра. Что делать?

Дальнейшие действия отработаны до автоматизма. Нужно снова обратиться к государству и начать вымогать деньги, прикрываясь привычными отмазками, мол, «не все меряется деньгами», «политики не понимают искусства», «эстонская культура в опасности», «кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего».

Между тем, если задуматься и заменить словосочетание «объект культуры» на, к примеру, «котельная», «завод» или «офисное здание», то реакция была бы совершенно иной.

Наверняка заговорили бы об ошибках управления, плохом планировании, после чего владельцы призвали бы руководителей к ответственности и уволили их.

Непонятно почему, но когда речь идет об общественно-правовых учреждениях культуры, то не только никого не привлекают к ответственнос­ти, но ситуация принимает неожиданный поворот: плохих руководителей выставляют жертвами, а политиков и министров бичут за то, что они ни во что не ставят культуру.

На этом дело и заканчивается: государство уступает и выделяет дополнительные средства, чтобы в будущем в какой-нибудь следующей реинкарнации поступить точно так же.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх