Собранный в ходе кампании мусор лежит уже три года

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Неизвестно, видна ли эта грандиозная куча мусора на аэродроме Раади под Тарту из космоса, но из окна самолета в октябре прошлого года не заметить мусорную свалку было просто невозможно.
Неизвестно, видна ли эта грандиозная куча мусора на аэродроме Раади под Тарту из космоса, но из окна самолета в октябре прошлого года не заметить мусорную свалку было просто невозможно. Фото: Маргус Ансу

В этом году в кампании по уборке мусора «Teeme ära!» («Сделаем!») примут участие миллионы людей более чем из 70 стран. Однако в Эстонии ее репутация пострадала, поскольку две кучи мусора, оставшиеся пос­ле первой акции, стали банкротным имуществом.

Маловероятно, что эти гигантские мусорные кучи к началу новой кампании исчезнут. Инициатор акции «Сделаем!» Райнер Нылвак не скрывает, что вся эта история наносит ущерб новой кампании по сбору мусора в Эстонии.

Сейчас этот мусор является банкротным имуществом и считается священным и неприкосновенным.
Одна куча находится на территории частной фирмы Haab в волости Виймси и должна принадлежать обанкротившейся фирме Utileek. Другая куча, лежащая под Тарту на Раади, принадлежит фирме Reprohver, прежде носившей название Utileek Lõuna.

Поучительная история
Когда кампания только начиналась, в 2008 году, люди доставляли мусор на местные пункты сбора, а оттуда фирмы по транспортировке мусора свозили его в кучи в более крупные центры. Именно этим и занимались выигравшие тендер Министерства окружающей среды Utileek и Utileek Lõuna. Потом фирмы стали просить у государства дополнительные средства, но так их и не получили. В конечном итоге обе фирмы обанкротились.

По оценке банкротного управляющего Utileek Lõuna Индрека Лепсоо, по договору у фирмы даже могло быть право запрашивать дополнительные средства, и сейчас он сам продолжает вести спор с министерством окружающей среды.

Банкротный управляющий Utileek присяжный адвокат Урмас Устав установил, что все хлопоты не покроют требований кредиторов, и суд решил прекратить банкротное производство. Видимо, фирма будет ликвидирована, хотя бывший член правления и совладелец Мярт Хохензее оспорил это.

Лепсоо не теряет надежды хотя бы частично продать свалку на Раади. Мусор продать можно, но отходы на Раади настолько размокли, что пригодного на что-то мусора осталось мало.
«Его там более 13 000 тонн, — сказал он. — Как заверяет должник, стоимость этих отходов около 340 000 евро, если я правильно помню», — смеется Лепсоо.

Во всяком случае в ближайшее время он выяснит у кредиторов, согласны ли они на завершение банкротного производства по причине отсутствия активов. «Скажем так, это банкротное производство было поучительным», — отметил Лепсоо.

Когда банкротные управляющие наконец завершат банкротства, то хозяевами всех этих залежей мусора станут владельцы земли, на которой лежит мусор — в Виймси это AS Haab, а в Тартумаа волость Тарту. Дальше все зависит от Министерства окружающей среды, заключившего в свое время договоры с Utileek, захочет ли оно финансово поддержать владельцев этих участков при уборке мусора.

В среду Postimees не получил из министерства никакого ответа на вопрос о том, будет ли оказана помощь владельцам участков. Пресс-секретарь сообщил, что сначала они будут ждать завершения банкротного производства, а уж потом посмотрят, что дальше.

Совладелец предприятий Utileek Хохензее утверждает, что государство не выполнило своих обязательств. Кроме того он заявил, что на 60% за отходы должны вообще отвечать производители, а не предприятие по утилизации отходов.

«Например тара, старые автопокрышки и все такое прочее, — добавил он. — Предпринимателей нельзя заставить ликвидировать эти отходы. Мы также не должны заниматься утилизацией и приемом опасных отходов».

По поводу того, каков их удельный вес среди мусора, собранного в рамках кампании «Сделаем!», также сущест­вуют разные мнения.

Организаторы кампании утверждают, что там их всего лишь десятая часть. Лепсоо полагает, что в Тарту эта цифра составляет примерно 20%, а член правления AS Haab, владеющего землей в Виймси, Лембит Кивисикк предполагает, что его там будет более половины.

Никто не застрахован
Например, волость Тарту арендовала для Utileek учас­ток на Раади еще ранее, однако в связи с кампанией «Сделаем!» предоставила в бесплатное пользование дополнительную территорию. У AS Haab фирма арендовала четыре гектара земли.

По словам инициатора кампании «Сделаем!» Нылвака, сейчас в Эстонии ни одно предприятие по вывозу мусора не застраховано от банкротства. По его мнению, со стороны предприятий Uti­leek просить у министерства дополнительные средства было просто глупо.

«Если ты принимаешь деньги, значит, заключенная сделка тебя устраивает — предприятия Utileek деньги у государства взяли, — сказал Нылвак. — Одно из их утверждений заключалось в том, что собранные отходы были не такими, как они рассчитывали — но ведь они были с нами в ходе пилотного проекта и своими глазами видели, что именно будет поступать».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх