Старинная деревня на острове

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Деревня Когува целиком представляет собой памятник архитектуры.
Деревня Когува целиком представляет собой памятник архитектуры. Фото: Лийс Трейманн

Первое письменное упоминание уютной деревни Когува на острове Муху относится
к 1532 году. Это деревня рыбаков, мастеров и мастериц, родина народного писателя Юхана Смуула.

В деревне Когува на острове Муху с ее извилистыми улочками, каменными оградами, многовековыми деревьями и старинными хуторскими постройками летом население увеличивает в несколько раз.

Зимой Когува затихает — деревня словно отдыхает от туристов, а взгроможденные на каменные ограды старые лодки переводят дух от повседневных трудов — но каждую весну вместе с пробуждением природы вновь оживает интерес к самобытной рыбацкой деревне.

Кто-то приезжает сюда, чтобы насладиться уникальным пейзажем, сохраняющим свой неизменный облик на протяжении столетий, кто-то хочет посетить родной хутор писателя Юхана Смуула — хутор Тоома, ставший для него источником творческого вдохновения, кого-то интересует славная история Когува, а кого-то привлекает современная жизнь островной деревни.

Последним стоит начать знакомство с Когува с пристани. Первым делом вы увидите писателя Юхана Смуула, задумчиво сидящего среди зарослей можжевельника. «Этот монумент из бронзы и гранита работы скульптора Тыну Мааранда после долгих скитаний в 2006 году попал к нам в Раннамяэ», — рассказывает Эда Марипуу, хранительница музея Муху, отметившего 19 мая свое сороколетие.

Шмуул, Тюйр, Аэр
В восстановленной в прошлом году гавани сейчас могут швартоваться парусники и катера, здесь вотчина рыбаков Когува. По словам деревенского старосты и рыбака Юри Шмуула, в нынешнем году море щедрое, рыбы хватает не только жителям волос­ти, но и приезжим.

В старинном сарае в гавани сейчас действует музей, знакомящий с традициями мореходства и рыболовства, в его экспозиции множество старинных рыболовных снас­тей и прочего морского снаряжения, а также немало интересных исторических фотоснимков.

В мастерской в окрестнос­тях гавани наводят последний лоск на ушкуй — небольшое парусное судно, которое издревле ходило в водах пролива Вяйнамери. По словам одного из инициаторов проекта по восстановлению ушкуя Михкеля Юриссона, этот строившийся три года парусник будет спущен на воду 20 июля.

В письменных источниках деревня Когува упоминается с 1532 года, когда магистр Ливонского ордена Вальтер фон Плеттенберг пожаловал здешнему старейшине Ханске в ленное владение хутор площадью в два с половиной гака.

«Позже все это было поделено между наследниками Ханске, которые сохранили свои привилегии и во времена датского, шведского и русского владычества, — рассказывает Марипуу. — Менялись только обязанности. 1669 год, когда шведские власти вменили вольным крестьянам Когува в обязанность перевозить почту, можно считать датой зарождения в Эстонии почты».


Поначалу почту перево­зили на ушкуе через Суур- и Вяйке-Вяйн (Большой и Малый проливы), освободиться от этой повинности удалось лишь в конце XIX столетия. К этому времени в Когува уже насчитывалось восемь хуторов потомков Ханске, их обитатели при распределении фамилий получили фамилию Шмуул. Ходивших в море на ушкуе жителей деревни нарекли Тюйр (в переводе означает кормило) и Аэр (весло).

Познакомиться с богатой историей Когува можно в музее Муху, который располагается сразу в трех местах. На хуторе Вялья, то есть в центральном здании музея, представлена постоянная экспозиция текс­­тиля, в отреставрированном здании школы, работавшей в 1872-1923 годах, можно ознакомиться с историей школьного образования и культурной жизнью Муху, а на хуторе Тоома — с островной архитектурой.

На Тоома представлены предметы быта, сельхоз­орудия и рыболовные снас­ти. Жилой дом (изначально обычная жилая рига) в 1950-х годах был перестроен в ригу и сейчас там историко-литературная экспозиция, торцовую комнату обставил как свой летний рабочий кабинет сам Юхан Смуул.

Хотя постоянных жителей в деревне немного и они уже в возрасте, все же домой вернулись и некоторые молодые люди, рассказывает деревенский староста Шмуул.

«К сожалению, людей в деревне осталось совсем мало. В моем детстве мужчины чуть свет выходили в море, потом они возвращались с хорошим уловом, вся деревня радовалась. Сейчас в Когува осталось только три рыбака, да и коров больше никто не держит. Только летом здесь бурлит жизнь», — печально замечает пенсионерка Хельо Ноор.

Лодки на улицах
Большое впечатление оставляет посещение туристического хутора Ванатоа, когда Мартин Сеппинг выпекает там хлеб. Туристы могут переночевать также в Яагу, Кяспри, Пярди и Юрна.
Осенью и зимой здесь, как и в старину, занимаются рукоделием. Знаменитая мухуская вышивка, яркая и жизнерадостная, а также поделки из дерева известны далеко за пределами острова Муху и даже Эстонии.

В мастерской Мяннику Сирье Тюйр демонстрирует свое искусство вышивки, выставку ее великолепных работ можно увидеть в июне на хуторе Тоома. А в галерее в конюшне Когува развернуты художественные выставки и продаются дизайнерские изделия и изделия народных промыслов.

В Когува всегда красиво, даже когда штромовой ветер с моря гнет вершины деревьев или же солнце нещадно жжет землю. На древних каменных оградах вдоль улиц дремлют старые лодки, создавая ощущение покоя и надежности.

Летом Когува посещает не менее 20 000 туристов, поэтому, говорит Марипуу, любители более спокойного отдыха могли бы сжалиться над деревенскими жителями и при­езжать в эти края осенью, зимой или ранней весной.

Когува

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх