Салумяэ продает свое «золото»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эрика Салумяэ пробует на зуб медаль школьной олимпиады Эстонии. Свое олимпийское «золото» она продает.
Эрика Салумяэ пробует на зуб медаль школьной олимпиады Эстонии. Свое олимпийское «золото» она продает. Фото: Пеэтер Ланговитс

Эстонское государство может навсегда распрощаться с высокими спортивными наградами двукратной олимпийской чемпионки велосипедистки Эрики Салумяэ.


Одна из самых ярких звезд эстонского спорта Эрика Салумяэ выставила на аукцион, который состоится 4 ноября, все выигранные за свою спортивную карьеру медали, сувениры и спортивное снаряжение, имеющее отношение к ее спортивным победам. В аукционном листе значится и олимпийское «золото», которое велосипедистка на треке выиграла в Сеуле и Барселоне.

Салумяэ, которая уже несколько лет живет и работает в испанском городе Дения, отказалась прокомментировать, чем вызвано такое решение. «Я ничего не буду комментировать журналистам», — сказала она и прервала разговор. Еще месяц назад, выиграв в суде иск против журнала Kroonika, Салумяэ сообщила о своем решении не давать интервью эстонским СМИ.

«Эмоции от побед принадлежат народу, а награды — спортсмену, — сказал президент Эстонского олимпийского комитета Нейнар Сели, узнавший накануне о том, что Салумяэ выставила свои награды на аукцион. — Продажа медалей — личное дело спортсменки, и только она может объяснить, чем вызвано это решение. Хотя должен сказать, что для меня это стало неожиданностью».

В последний раз Сели общался с Салумяэ около месяца назад, когда спортсменка, предлагающая через свою фирму гостиничные услуги, обратилась к президенту ЭОК с просьбой передать спортивным союзам информацию о возможностях организации спортивных сборов в Испании. Тогда двукратная олимпийская чемпионка ни словом не обмолвилась о том, что хочет продать медали.

Непростая процедура
На сайте действующей в Великобритании аукционной фирмы Graham Budd приводится длинный список принадлежащих Салумяэ вещей, там же представлено их описание, фотографии и указаны цены. Олимпийское «золото» оценено в 9000-12 000 английских фунтов. Все перечисленное в списке оценено в 41 050 фунтов, или 48 528 евро.

Разумеется, это не та сумма, которую Салумяэ получит от реализации вещей, на сайте указана их стартовая цена. Реальная стоимость выяснится в ходе аукциона, но в соответствии с правилами на каждый предмет установлена минимальная цена, дешевле которой он не может быть продан. Минимальная цена оговаривается в заключенном между собственником вещи и организатором аукциона договоре и не подлежит оглашению. Кроме того, Салумяэ должна будет заплатить организаторам торгов комиссионные.

Для спортсмена решение выставить на продажу свои награды, завоеванные тяжелым трудом, шаг крайний. Из живущих в Эстонии олимпийцев на него решился только велосипедист Аво Пикк­уус, в 2005 году выигранную им золотую олимпийскую медаль купил адвокат Виктор Каазик. Пиккуус объяснил свое решение тем, что ему нужны средства на лечение.

У Салумяэ, как и у многих больших спортсменов, тоже есть проблемы со здоровьем. Насколько известно Postimees, недавно она перенесла операцию на спине, но на этом проб­лемы не закончились. Пока неясно, нужны ли ей деньги для того, чтобы поправить свое здоровье.

Но еще шесть лет назад в интервью газете Õhtuleht Салумяэ говорила о том, что не собирается забирать свои медали из музея. «Мне бы хотелось, чтобы люди видели их», — сказала она тогда. До недавнего времени медали и спортивное снаряжение Салумяэ, живущей в Испании, находились в Эстонском музее спорта, где их могли видеть все желающие. Последний месяц главный хранитель музея Кайе Воолайд занимается возвратом принадлежащих олимпийской чемпионке вещей.

«Она обратилась к нам и сказала, что хочет забрать все переданные в музей предметы. Но это сделать не так просто, так как многие медали и предметы она нам пожертвовала, — сказала Воолайд. — Олимпийское «золото» не входит в число вещей, переданных нам в дар, но в их числе медали, завоеванные на чемпионатах мира, универсиадах, велосипед, на котором она выиграла «золото» в Барселоне, спортивная форма и прочие вещи.

Больше всего было жаль велосипеда, он являлся частью нашей постоянной экспозиции, теперь его нет». Олимпийские золотые медали Салумяэ забрала еще до этого.

Потребовав вернуть медали и снаряжение, Салумяэ заявила, что ничего не знает о том, что якобы передала их музею в дар. Воолайд была крайне удивлена таким поворотом дела, так как все зафиксировано в соответствующих документах. В актах приема указано, что свой велосипед Салумяэ отдала музею в 1998 году, кроме того, предметы в дар музею она передавала еще в 2001 и 2003 годах. «Каждый раз инициатива исходила от самой Салумяэ, она звонила и сообщала, что хочет отдать свои вещи в музей», — сказала Воолайд.

По словам Воолайд, вернуть вещи, переданные музею в дар, непросто. Пришлось получать разрешение от Министерства культуры, решение по этому вопросу было вынесено совсем недавно.

Советник министерства Марью Рейсмаа, курирующая вопросы, касающиеся музеев, подтвердила, что адвокат Салумяэ обратился с ходатайством о возвращении вещей, для чего имелось юридическое основание.

Вызов для меценатов
Нейнару Сели уже приходилось спасать для Эстонии олимпийское «золото», когда он купил медаль, завоеванную Йоханнесом Коткасом на Олимпиаде 1952 года, ее пожелала продать жена борца Ильзе. Медаль Сели себе не оставил, а передал в дар музею спорта. Одну из двух золотых олимпийских медалей Кристьяна Палусалу вдова знаменитого борца продала музею, причем в качестве экспонатов там выставлены обе медали, завоеванные в 1936 году. Что будет с медалями Салумяэ?

Как сказал Сели, для него эта тема еще настолько свежая, что он пока не может ответить на этот вопрос. В бюджете музея, как сказал Сели, заложены средства на приобретение предметов, но сумма может оказаться слишком значительной. «Думаю, это вызов для спортивных меценатов», — заметил он.

Рассчитывать на помощь Эстонского государства в этом вопросе вряд ли приходится. По словам Рейсмаа, еще не было случая, чтобы Министерство культуры или Эстонский музей спорта приобретали медали, продающиеся с аукциона.
Министр культуры Рейн Ланг заявил, что Эстонское государство в тех аукционах, на которых продаются олимпийские медали и личные вещи спортивных знаменитостей, не участвует.

«Обращаю внимание на то, что медали и спортивное имущество Эрики Салумяэ принадлежат лично ей, и цивилизованные страны признают право собственности спортсмена на свои вещи. Решение Эрики Салумяэ продать свои вещи — ее решение, и я считаю неэтичным это комментировать», — сказал Ланг Postimees.

Награды олимпийской чемпионки на аукционе

• Золотая олимпийская медаль, Сеул, 1988: 9000-12 000 фунтов

• Золотая олимпийская медаль, Барселона, 1992: 9000-12 000 фунтов

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх