Власть №4. Празднества, или От грека подальше

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Говорят, к памятнику ринулись прямо-таки орды почитателей. С раскосыми и жадными очами.
Говорят, к памятнику ринулись прямо-таки орды почитателей. С раскосыми и жадными очами. Фото: Scanpix/Postimees

Грекообразные, или Под знаком €

Грек за евро руку цап – можно было бы сказать на прошлой неделе. Не оправдали греки ожиданий Пола Кругмана, который, как пишет Е24, предположил, что они предпочтут секвестру девальвацию и вылет из еврозоны.

Время накануне решения греческого парламента Марко Михкельсон охарактеризовал в своем блоге как «48 часов, которые могут потрясти Европу». Однако хитроумные эллины решили до такой степени не бузить и приняли решение резать все к чертовой матери. «Стране, привыкшей хорошо жить, необходима шоковая терапия», – писали в передовице Eesti Päevaleht. Но шоковую терапию испытали заодно и другие европейские страны, причем Эстонии было как-то особенно некомфортно.

Особенно когда аналитики Danske Markets заговорили о том, что вход в еврозону нам не гарантирован, поскольку сама еврозона может оказаться к этому не готова. Местные аналитики, правда, в один голос заявили ERR и E24, что греческий кризис повлияет на Эстонию лишь косвенно, и никаких проблем с переходом на евро из-за греков у нас не будет, но наблюдатели успели побеспокоиться. В передовице Delfi даже заметили: теперь мы должны доказать, что Эстония – не Греция. Впрочем, эстонская погода к тому моменту это уже доказала, поэтому редакция пояснила: «И в бюджетном смысле тоже». Говорят, что доказывать это вынуждены не только эстонцы. Микко Косонен, например, заявил в EPL, что через пять лет судьбу Греции разделят и финны.

Глядя на греческий хаос, эстонцы с тоской вспомнили о картофельных очистках. «Как во время поющей революции мы единодушно обещали во имя независимости есть картофельные очистки, так теперь мы смирились с сокращением зарплат, потерей работы и худшим питанием. И все ради того, чтобы вступить в клуб богатых и красивых», – пишет Кая Коовит на Е24. Очистки пришлись по вкусу далеко не всем, поэтому всевозможные банковские эксперты в 105-й раз были вынуждены доказывать преимущества перехода на евро. «Мы должны быть честными, глядя в зеркало. Мы живем в восточноевропейской стране восьмого порядка, у которой есть своя валюта. Евро надежнее, чем когда-либо может стать крона», – убеждал на Е24 Пеэтер Коппель.

О том, почем нынче членство в еврозоне, до поры до времени как-то молчали. Минфин, отвечая на вопрос DzD и EPL, не заставят ли Эстонию вкладываться в помощь грекообразным, старательно объяснял, что задним числом помогать Греции нас уже не заставят. Правда, умалчивая при этом о не менее грекообразных Португалии, Испании и иже с ними. А потом Postimees сообщила о том, что доля эстонской помощи в худшем случае составит 14 миллиардов крон. Пустячок – а приятно. Прогнозы Äripäev, кстати, оказались еще хуже: они назвали цифру в 20 млрд. Министру финансов Юргену Лиги пришлось срочно объяснять на Delfi, что помощь будет «с возвратом». Когда грек на горе свистнет, очевидно.

Тем временем Март Лаар в своем блоге радостно обещал сбрить свою бороду, если Эстонии не разрешат перейти на евро. И 64,8% читателей Postimees поддерживали переход на единую европейскую валюту, а 65% читателей DzD, наоборот, выражали по этому поводу активное неприятие. И один только Янек Мягги заявил на Delfi, что от перехода на евро вообще ничего не зависит: «Вопрос в том, как решат шведские банки – дадут они нам кислород и возможность вести дела или нет. К сожалению, их собственный бизнес прежде всего связан с их собственной кроной, у которой плавающий курс, и только потом – с евро». В общем, публика не определилась, нужен ли ей переход на евро, но картофельные очистки в ежедневном меню уже гарантированы. Как минимум.

Ваш выход, или Европейский подход

Президент Тоомас Хендрик Ильвес совершил свой визит к минотавру. Вернее, к людоеду, если верить националистам, которые, как пишет Delfi, незадолго до 9 мая заявили, что «Ильвес потанцует в Москве с людоедом». Впрочем, следует отметить, что такого феерического бреда в этом году было мало, эстонская пресса о Дне Победы писала преимущественно сдержанно. «Речь идет о безвредном для нас визите вежливости к соседу, с которым у нас долго были сложные отношения», – пишет на Delfi Манона Парис, которой взбрела в голову чудесная мысль прицепить Ильвесу на грудь сине-черно-белую ленточку рядом с георгиевской. «Это означало бы бросить перчатку закоснелым шовинистам обеих стран», – считает она. Впрочем, в этой идее нет ничего нового: президент уже красовался в бабочке георгиевских цветов.

Мирную инициативу Ильвеса в России одобрили. Как сообщала BNS, депутат Госдумы Максим Мищенко назвал визит Ильвеса в Москву шагом к примирению двух стран. «Отношения Эстонии и России теплеют, и визит главы эстонского государства на парад Победы в Москве – шаг вперед в их сближении», – цитирует самого президента ERR. По словам Ильвеса, ему удалось обсудить с Медведевым его интервью «Известиям», в котором российский президент осудил сталинские преступления. Эстонский президент назвал этот подход «европейским» – на том и поладили. Речь Ильвеса, в которой он призвал помянуть всех жертв войны, тоже была достаточно сдержанной. Вообще в кои-то веки эстонская сторона в День Победы выступила достойно.

Правда, многие принялись подчеркивать, что сам по себе визит ничего не меняет. Михкельсон на Delfi повторил свою мысль о том, что значение поездки не стоит переоценивать, и едва ли президент после нее заговорит о том, что Эстония добровольно вступила в СССР. А Postimees опубликовал передовицу в духе «залетная рысь весны не делает», отметив, однако, что вопрос отношений с Россией кажется теперь вовсе не таким безнадежным. Нашлись, конечно, и клинические случаи. На Delfi, например, опубликовали письмо некого Стена-Ханса Вихмара, заявившего о том, что эпоха безмолвия возвращается и эстонцы боятся говорить об исторической правде и трагедии своего народа, гундя что-то там о прощении и взаимопонимании, несмотря на то, что понимание это происходит лишь с одной стороны. Впрочем, те, кто еще не навоевался, найдутся всегда, но, говорят, среди передовых эстонцев это нынче не модно.

Великая китайская стена непонимания

По случаю Дня Победы в Postimeesзамутили прекрасную акцию, попытавшись выяснить, что означает для русских 9 Мая и как к нему следует относиться. «Думаю, мы должны относиться к этому спокойно. В поминовении жертв Второй мировой войны нет ничего плохого», – сказала газете Урве Пало. С ней согласился и социолог Юхан Кивиряхк, который заметил, что эстонским властям не стоит бояться празднования 9 Мая, поскольку иначе это породило бы протесты.

Социолог  удивился при этом наличию у памятника российских флагов, разделив мнение Давида Всевиова. «Почему бы не размахивать там сине-черно-белым флагом?» – недоумевали они. Стоит, однако, напомнить, что государственным флагом у Бронзового солдата размахивали, и не раз, – те же люди, которые носили к нему венки из колючей проволоки. Надо полагать, с тех пор сине-черно-белые у памятника не очень приветствуются. Хотя в этом году там были замечены и эти цвета.

До полноты понимания еще далеко. Как заметил в Postimees.ru Владимир Вельман, во время освещения 9 мая на государственном телевидении негатив искали всеми силами: "Удалось найти двоих мужчин в Тарту, которые где-то за углом выпили водки. Это говорит о том, что официальная пропаганда дудит в одну дуду и не понимает глубинных причин процессов, происходящих в Эстонии.

Это, кстати, не совсем понимают и в самой Postimees, разместившей у себя статью под заголовком "Почитатели Бронзового солдата ордами двинулись на Военное кладбище". Какие почитатели Бронзового солдата? Какими ордами? На это волей-неволей хочется воскликнуть что-нибудь вроде "Да, скифы мы, да, азиаты мы!" и, так сказать, "мильоны - вас, нас - тьмы, и тьмы, и тьмы". Впрочем, даже и не мильоны. А тьмы лучше вообще не дразнить.

Но это придирки. И если не считать откровений Тийта Маде, пропевшего на Delfi панегирик Ансипу, перенесшему памятник, в этом году на 9 Мая в эстонской прессе все было мирно, спокойно и, в общем, почти как надо. Вероятно, пока это большее, на что мы можем рассчитывать.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх