Саквояж. Прекрасное воронежское «НЯ!»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Косплееры никогда не откажут фотографу в удовольствии запечатлеть их для вечности.
Косплееры никогда не откажут фотографу в удовольствии запечатлеть их для вечности. Фото: Николай Караев

Туристы не спешат ехать в Воронеж. Причина проста: этому городу на юго-западе России почти нечего им предложить. Здесь нет древних крепостей, старинных церквей, поражающих воображение небоскребов...

И все-таки раз в год, в конце апреля, Воронеж навещают в массовом порядке жители других городов России и зарубежья – от нескольких сотен до полутора тысяч человек. Как Венеция знаменита карнавалом, так Воронеж знаменит ежегодным Всероссийским фестивалем японской анимации (она же «аниме») с уникальными костюмированными шоу, ночными киносеансами и шумным шествием анимешников по воронежским улицам.

Киногерои и призраки коммунизма

Именно благодаря тому, что туристы объезжают Воронеж стороной, после Москвы, да и Таллинна он кажется почти раем. С одной стороны, Воронеж – большой даже по меркам РФ город: 15-й по численности населения во всей России, в два раза больше столицы Эстонии. Вся воронежская агломерация насчитывает около миллиона человек. С другой, даже в центре стоит немалого труда отыскать обыкновенное кафе – такое, какие в Москве попадаются на каждом шагу. Проезд в автобусе стоит 7 рублей (около 3 крон, в четыре раза дешевле, чем в Москве), более того, тут есть «народный автобус», возящий пассажиров бесплатно. Эту инициативу бывшего губернатора не решился отменить ни один чиновник.

Возможно, туристическая судьба Воронежа была бы другой, если бы не трагическая история города. Он возник на месте крепости, заложенной в конце XVIвека на берегу одноименной реки. С лета 1942 года по январь 1943-го правый берег Воронежского водохранилища оккупировали немцы, за это время было уничтожено 92 процента всех жилых построек. После войны Воронеж возводили заново, на стройках трудилось всё мужское население города. Старинные дома почти не сохранились, одно из немногих исключений – постройка XIXвека на проспекте Революции, дом, где Кольцов встречался с Жуковским и жил Суворин. Отчасти пробел восполняют новейшие памятные доски, напоминающие о том, что в Воронеже родились Бунин, Маршак, Платонов, что здесь жил в ссылке Мандельштам. Особняком стоят памятники киногероям – Белому Биму Черное Ухо и Котенку с улицы Лизюкова.

Воронеж выглядит спокойным городом, живущим очень размеренной жизнью. Прошлое здесь бесконфликтно уживается с настоящим. Площадь Ленина, в центре которой высится указующий Ильич, соседствует с каменным Пушкиным; перейди дорогу – окажешься в уютном сквере с фонтанами: по левую руку университет, по правую – современный кинотеатр «Спартак», где идет, разумеется, «Аватар». Вне центра города картинка перестает быть идиллической. В советское время Воронеж был военно-промышленным центром, однако в 1990-е местные предприятия оказались на грани банкротства – и тот же Механический завод, перед которым, кстати, тоже стоит Ленин, вызывает ныне ощущение завода-призрака. Правда, на постсоветском пространстве таких призраков – пруд пруди.

Косплей, и нет ему конца

Еще в Воронеже есть дружное сообщество анимешников, больше десяти лет проводящее фестивали японской анимации. Воронежцы привыкли к тому, что раз в год улицы города оглашаются радостными воплями, причем вопят почему-то на непонятном японском языке. Подобные фестивали проходят и в других городах, но воронежский – крупнейший и старейший из всех.

Почему именно в Воронеже? Так получилось, что именно тут собралась в свое время команда неравнодушных к аниме людей, решивших: пора! Самый первый фестиваль прошел в 2000 году и был организован при участии местного филиала анимешного клуба R.An.Ma. под руководством Артема Толстоброва. Сегодня Артем руководит Reanimedia, одним из ведущих российских дистрибьюторов японской анимации, выпускающим лицензионное аниме на русском языке. На фестивале Reanimediaпоказывает новейшие дубляжные работы; в этом году зрители имели возможность посмотреть популярный в анимешной среде сериал «Волчица и пряности».

Главное событие фестиваля – это «косплей», грандиозное костюмированное шоу, привлекающее сотни участников, они же косплееры: достаточно придумать номер (это может быть вокальное выступление или небольшая сценка) и подать заявку в оргкомитет. Этой весной косплей-шоу прошло в воронежском Доме культуры им. 50-летия Октября. 1 мая, в день открытия фестиваля, фойе ДК заполонили толпы косплееров в костюмах кошек, вампиров, роботов, пришельцев и других персонажей аниме. «Это всё герои японских мультфильмов?» – удивлялись видавшие виды вахтеры. Удивлялись, впрочем, благожелательно, ибо толпа вела себя мирно. Мероприятие обошлось без инцидентов (если не считать две канистры чистого спирта, вовремя изъятые организаторами у «алкоанимешников» и надежно спрятанные в гримерке; трезвость – норма феста!).

Со стороны косплееры и правда напоминают участников маскарада – с той разницей, что их костюмы любому, кто не знаком с аниме, могут показаться странными. Но для тех, кто в теме и отличает, скажем, Синдзи Икари от Харухи Судзумии (герои культовых аниме-сериалов «Евангелион» и «Меланхолия Харухи Судзумии» соответственно), всё происходящее видится совсем в ином свете. Скучные взрослые люди иногда говорят, что анимешная субкультура инфантильна, однако на деле ее отличают весьма здоровые и взрослые качества – дружелюбие и самоирония; добавим – именно те качества, которых так часто не хватает людям, что считают себя взрослыми.

«...Не в силах стоять? Лежи!»

На сайте фестиваля периодически появлялись наставления в стихах, обращенные в том числе к косплеерам. Например:

Косплей не знает меры, но

Он тем и знаменит:

Что немцу смерть, косплееру –

Костюм и реквизит!

Или:

Помни, что спеть и сыграть хорошо

Нельзя с головой не варящей!

Выспись, косплеер, в ночь перед шоу

И тщательно выспи товарища!

И квинтэссенция:

Косплеер способен пять суток не спать,

Но жить!

Товарищ, ты вахту не в силах стоять?

Лежи!

В этом году желающих поучаствовать в косплей-шоу было столько, что оно затянулось на три отделения и восемь часов. Победила дружба: на фестивале нет жюри, никто не выставляет оценок, нет поводов ни гордиться, ни обижаться. Исполнив финальный танец, в котором по традиции может поучаствовать каждый, косплееры разъехались в ночи по гостиницам и квартирам.

2 мая фестиваль продолжился семинарами на любой вкус – «Современная визуальная культура Японии», «Будущее японской анимации», «Боевой путь косплеера», «Как переводить аниме», «Как сделать фестиваль своими силами», – а также «опен-эйром», открытой площадкой, на которой все желающие могли спеть, сплясать или сказать городу и миру нечто важное. Параллельно работала выставка-продажа, на которой можно было приобрести DVDс аниме, официальные и самиздатовские комиксы, детали костюмов (здесь продавали в том числе перчатки Алукарда, бессмертного вампира из аниме «Хеллсинг»), выучить пару-тройку иероглифов и постичь основы основ искусства оригами. Потом были концерты, посиделки и – для тех, кто не спит, – Ночь Аниме, очень длинный ночной киносеанс, в ходе которого можно без перерыва посмотреть все 13 (а то и 26) серий какого-нибудь сериала.

Кульминацией фестиваля стал традиционный парад анимешников. Вечером субботы, 2 мая, две тысячи человек прошли в лучах заходящего солнца по центру Воронежа, скандируя анимешные лозунги вроде «Ня! Ня! Ня!» Это японское междометие выражает радость и крайнее умиление чем-либо, что было весьма уместно – ровно эти чувства и вызывает фестиваль у людей, объединенных искусством аниме.

Воронеж для анимешников – что Вудсток для хиппи: фестиваль братства, дружбы и любви.

Комментарии
Copy
Наверх