Тармо Мянд: люди в регионах оставлены наедине со своими бедами

, депутат Рийгикогу от Партии реформ
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тармо Мянд, Партия реформ
Тармо Мянд, Партия реформ Фото: Пеэтер Ланговитс

Имеется ли в Эстонии действенная региональная политика? Отвечу сам: конечно же, нет. О региональной политике много говорят, но результата нет, и село пустеет, пишет кандидат в парламент от Партии реформ. 

Региональную политику нередко отождествляют с административной реформой, однако реорганизация административного деления не изменит сути дела – это приспособление пустеющих регионов к реальным условиям, что можно признать деятельностью лишь задним числом.  

Я видел программы многих административных реформ, но по своей сути они являлись всего лишь позиционированием политического влияния, которое исходило из уровня поддержки своей политической партии в том или ином регионе.  В программе Партии реформ обозначено: слияние волостей должно быть добровольным, а не принудительным. Если на местах есть осознание, что объединение крайне необходимо, то оно и осуществляется.

Однако в слиянии присутствует прискорбный момент: концентрация жизни в крупных волостях способствует появлению новых пустеющих окраин. Реорганизация волостей не создает новых рабочих мест, а еще более значительно их сокращает.

Мне известна одна программа, исходившая из реальности и стремившаяся упорядочить функции государства и местного самоуправления. К сожалению, этот документ был отправлен на свалку истории. Его разработала рабочая группа во главе с  министром регионального развития Пеэпом Ару. Я тоже входил в ее состав, и в конце 1990-х годов она разграничила задачи государства и местного самоуправления.

Были определены меры по укреплению самоуправлений и признан основополагающим тот принцип, что государство выплачивает местным самоуправлениям деньги за делегирование обязанностей. Сейчас это требование присутствует в Законе о бюджете, но оно не выполняется – государство хотя и возлагает на волость обязанности, но зачастую волости приходится исполнять их  за свои собственные средства.

Сейчас никто  точно не знает, сколько именно обязанностей государства местные самоуправления вынуждены оплачивать из своих сокращающихся бюджетов. Это серьезная проблема, когда государство пользуется кошельком местного самоуправления.

Какова должна быть суть региональной политики? Главной причиной запустения сельских уголков является отсутствие рабочих мест. Инфраструктура в лице школ, детских садов, квартир, пустующих производственных корпусов  имеется, но вот чего нет, так это работы. Каждый из нас хочет жить там, где доступно все, что необходимо для жизни. Почему же дело обернулось иначе?

В основном такую ситуацию создало отсутствие государственной, то есть региональной политики. Иными словами: сокращение расходов во имя эффективности ликвидировало на селе многие услуги. Причиной этого стала концентрация государственных средств в крупных центрах. Человек может получать услуги и в удалении от дома, то есть расходы людей возрастают, а у государства в то же самое время сокращаются.

Не следует распределять государственные средства по единому шаблону, поскольку очевидно, что  в более удаленных регионах расходы выше, а доходы ниже. Отсюда и берется причина, по которой государство удаляется от села. Например, финансирование больниц – Больничная касса финансирует всех по одному принципу. Самый вопиющий пример – это финансирование хийумааской больницы на основании аналогичного коэффициента с Северо-Эстонской региональной больницей. Где же здесь логика? Или другой пример: подушное финансирование на одного ученика хотя и опирается на установленные коэффициенты, но по мере сокращения количества учащихся снижается и фонд заработной платы учителей. Для обеспечения деятельности волостных школ волости приходится доплачивать средства из собственного бюджета. Так сельские школы и исчезают.   

В сельском хозяйстве распределение субсидий также происходит по одному шаблону, поскольку так проще для государства. При этом мы знаем, что производительность почв и условия производства существенно различаются по регионам, именно из этого и следует исходить.

Непостижимо, почему в новой программе организации сельской жизни упразднена дотация на низкоплодородную почву, которая в первую очередь затрагивает прибрежные территории и острова. На Хийумаа и на Сааремаа «благодаря» низкоплодороным землям субсидирования лишается 1500 человек. Результатом этого становится сокращение сельскохозяйственного производства, запустение на хуторах и вырождение традиционного образа жизни. Мы ходатайствовали о применении коэффициента единой площади, который компенсировал бы несправедливость, но Министерство сельского хозяйства заявило: сейчас нельзя, выборы не позволяют… Я бы сказал так: по политическим соображениям люди оставлены наедине со своей бедой.

На островах ситуация еще сложнее, на расположенной за морем территории расходы в результате паромного сообщения сами по себе более значительны, и они возлагаются на плечи местных предпринимателей. В 2011 году жителям островов хотя и была предоставлена льгота, цена на билет была существенно снижена, но это надо было бы продолжать делать и далее. Таковы лишь отдельные примеры.

Однажды придется выработать региональную политику, учитывающую реальные потребности сельской жизни. Прежде чем будет слишком поздно.

В программу Партии реформ внесен пункт, что с учетом особенностей островов будет разработана программа действий. Надеюсь, что острова получат свою программу.

Разработка новой региональной политики требует большой работы и анализа, в т.ч. и пересмотра основ государственного финансирования, учета реальных экономических условий и изменения нормативов. В конечном итоге нужно вводить льготные коэффициенты для наиболее сложных регионов, где расходы выше. В других странах мира (например, в Финляндии) применяются соответствующие коэффициенты – не надо ничего изобретать. Государство должно создать благоприятные условия для развития предпринимательства на селе – только рабочие места удержат людей на селе и привлекут туда новых жителей.

Сельские регионы несопоставимы с крупными центрами, а менее всего со столицей – в Таллинне создается город-государство, и этому способствует отсутствие действенной региональной политики. Так село и пустеет.

Государство должно создавать условия для всех: продолжение жизни на селе – это еще и вопрос государственной безопасности, который приобрел особую актуальность.

Другие публикации из предвыборной серии:

Тема: Интеграция: куда теперь?

Что обещать эстонским русским?

Яак Аллик (СДПЭ) и Анвар Самост (IRL)

Postimees.ru 14.01

Михаил Стальнухин (Центристская партия) и Сергей Метлев/ Евгений Криштафович

(Свободная партия Эстонии)

РМ на русском языке и  Postimees.ru 20.01

Март Хельме (EKRE) и Юрген Лиги (Партия реформ)

РМ на русском языке и Postimees.ru 22.01

Тема: Как вдохнуть  жизнь  в регионы?

Игорь Таро (IRL) и Ивари Падар (СДПЭ)

РМ на русском языке и Postimees.ru 27.01

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх