Плюрализм в одной голове

Вячеслав Иванов
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: SCANPIX

Мода обозначать разными ленточками и бантиками солидарность с чем-либо или с кем-либо время от времени преподносит неожиданные сюрпризы.

Намедни, к примеру, чуть не впал в ступор при виде целого букета ленточек, привязанных к зеркалу под ветровым стеклом легковушки возле типового ласнамяэского панельного дома. Там была черно-оранжевая георгиевская лента, к ней присовокуплялись «жовто-блакитная» (цвета украинского флага), а также сине-черно-белая и бело-сине-красная копии эстонского и российского триколоров.

Два в одной, а  может, и три…

В наше время удивить чем-либо довольно трудно. Но, признаться, даже при всем многообразии нынешних впечатлений, столь толерантно-плюралистический подход к решению национальных, идеологических и политических разногласий показался мне несколько избыточным.

Разброс мнений в обществе – это нормально. Плюрализм в одной голове – это уже шизофрения. Хотя, говоря по правде, раздвоение сознания, как на социальном, так и на личностном уровне, становится нормой. Наиболее яркая тому иллюстрация – отношение к теме беженцев.

С одной стороны, практически все согласны, что несчастные люди, бегущие от войны и связанных с ней бедствий в своих странах и наводняющие Европу, имеют право на сочувствие, защиту и поддержку. А с другой, те государства ЕС, которые невольно оказались в роли буфера на пути этого человеческого вала, испытывают в максимальной степени все негативные последствия случившегося и одно за другим закрывают свои границы.

При этом принципы европейской солидарности, толерантности и Всеобщей декларации прав человека как-то отходят на задний план, то есть попросту игнорируются. И, честно говоря, это по-человечески понятно. Потому что, видя кадры телевизионной хроники, на которых тысячные массы мигрантов-нелегалов штурмуют вокзалы, поезда, погранпункты и иные «объекты инфраструктуры» на своем пути, каждый зритель, пусть даже на подсознательном уровне, невольно испытывает страх: а что будет, когда эти волны докатятся до моего дома?!

У многих сдают нервы. Причем в первую очередь – у тех, кому по штату вроде бы вообще нервов иметь не положено. Например, у офицера Кайтселийта по связям с общественностью. Судя по высказываниям его начальства, Урмас Рейтельманн в служебное время на рабочем месте никогда не позволял себе оскорбительных высказываний в чей бы то ни было адрес, будь то русскоязычные жители Эстонии, или беженцы из Африки и с Ближнего Востока. Тем более странно, что на страничке Facebook этот человек с нордическим стойким характером буквально бился в истерике, пытаясь сбросить с себя, а заодно и с истерзанного врагами тела государства, злобных «тараканов» и «паразитов». Может, следовало бы произвести его медицинское освидетельствование? Все-таки два стиля поведения одной и той же личности настораживают…

Мы не одиноки!

Утешает, хотя бы отчасти, тот факт, что не мы одни в этом мире подвержены «внутреннему многоголосию».  В одной из недавних передач радио «Эхо Москвы» политолог Кирилл Рогов привел результаты августовских социологических исследований среди россиян. В них содержится любопытный феномен. Большинство опрошенных считает, что в целом экономика страны находится на подъеме, тогда как их личное финансово-экономическое положение ухудшается. Тут невольно вспоминается печальная шутка советских времен: «У меня есть собственное мнение, но я с ним категорически не согласен!»

По мнению эксперта, этот феномен объясняется тем, что массовое сознание в большой степени подвержено влиянию «зомби-ящика», через который населению внушают, что «в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!». При этом массовое сознание обладает значительной инерцией и не способно оперативно изменяться в соответствии с реалиями. Тогда как каждый отдельный человек ощущает на себе лично перемены к худшему гораздо острее и быстрее.

Такой разрыв между коллективным подсознательным и индивидуальным осознанным, по мнению психологов и политологов, опасен тем, что создает дополнительное морально-психологическое напряжение практически на всех уровнях. К чему это может привести, прогнозировать сложно, хотя похожие примеры в истории человечества и имеются. Но все-таки у каждого отдельного случая – свои особенности.

Кстати о «зомби-ящике»

Если его влияние настолько сильно (а сомневаться в этом не приходится), то, ей-богу, я не завидую коллегам из вот-вот долженствующего быть запущенным в эфир канала ETV+. Один из его «отцов-основателей», член правления корпорации ERR Айнар Рууссаар, ровно год назад в интервью газете Eesti Päevaleht четко обозначил стоящие перед новым русскоязычным медиаресурсом задачи. На вопрос журналиста «Что должно быть через семь лет, чтобы проект можно было считать удавшимся?» он ответил: «Довольным можно быть тогда, когда половина живущих здесь русскоязычных еженедельно будет проводить какие-то мгновения на этом канале».

Боюсь, за несколько мгновений в неделю вряд ли удастся хотя бы на запятую изменить что-либо в сознании (а тем более в подсознании) здешних русских, ежедневно не менее часа (!) проводящих в компании ведущих российских телеканалов.

…А по поводу букета из разноцветных ленточек в автомобиле: я рассказал об увиденном одному своему приятелю. Мы с ним немного повеселились по этому поводу, а потом он спросил: «А ты уверен, что это вообще была не одна лента с цветами ЛГБТ-сообщества?» Я в этом абсолютно уверен, потому что там точно не было зеленого и фиолетового цветов, зато были белый и черный. Но ход мысли интересный, правда?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх