2015-й, каким мы его запомнили

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: vk.com

"День за Днем" вспоминает, каким был уходящий год и каким он вошел в историю.

Январь недосказанный

Не успели отгреметь последние новогодние салюты, как громыхнуло событие, навсегда вошедшее в историю современной Европы. Мстящие за пророка Мухамеда радикалы устроили показательную бойню в редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo. По сути это нападение задало тон всему году: название журнала, сначала с сочувствием, потом с непониманием, а к концу года – и с явной неприязнью склоняли по всему миру.

Январь стал для журнала месяцем больших потерь и масштабных приобретений. От пуль погибли 12 человек: журналисты и прибывшие им на помощь полицейские. Европа осудила теракт: крупные СМИ выступили с поддержкой коллег, европейские лидеры прошли по Парижу маршем, появился лозунг Je suis Charlie. Следующий номер журнала разошелся запредельным тиражом, что позволило изданию решить финансовые проблемы. Это было в начале года, а к его концу циничная карикатура на погибшего трехлетнего сирийского мальчика и издевательство над горем россиян, потерявших родных в результате теракта над Синаем, внесли свои коррективы. Год, начавшийся как «я – Шарли», заметно сократил количество «я».

А для Эстонии первый месяц года ознаменовался забавным международно-политическим скандалом. Известный итальянский политик, между прочим, бывший депутат Европарламента и журналист Джульетто Кьеза, замеченный в больших симпатиях к России, собирался выступать перед таллиннской публикой, но вместо этого из гостиницы был препровожден в кутузку, а оттуда – и в аэропорт: с предписанием покинуть территорию Эстонии и какое-то время здесь не появляться. «Какое-то время» продлилось ровно месяц, по истечении которого Кьеза вернулся и выступил. Победа оказалась на его стороне, но и Эстония в убытке не осталась: попытка Кьезы наказать Эстонию в судебном порядке провалилась.

Фото: Лийз Трейманн

Февраль космический

Второй месяц года оказался менее кровопролитным, более занятным, а местами – даже не лишенным изюминки, а точнее, мандаринки: эстоно-грузинский фильм «Мандарины» ни «Глобуса», ни «Оскара» не получил, но в обоих престижных конкурсах сумел попасть с число номинантов. 

Много шума в феврале наделали спутники. Первый, настоящий, в виде кубика, который создали и вывели на орбиту студенты ТТУ, исчерпал технические ресурсы и упокоился с миром. А второй – российский канал «Спутник» – провел рекогносцировку на местности, сообщил, что намерен обосноваться и в Эстонии и разослал приглашения к сотрудничеству ряду русскоязычных журналистов.

Но самым волнующим событием  (тоже космического масштаба), оставившим глубокий и незаживающий след в душах жителей нашей страны, стала развязка истории охоты на Анну-Марию Галоян (на фото): тайная и хорошо спланированная операция по ее доставке в Харкускую женскую колонию. Осенью, отбыв назначенный срок, девушка откинулась, пообещала всех разоблачить и отбыла за рубеж. Фотографии изящно разоблачающейся на европейских пляжах Анны-Марии до сих пор появляются на развлекательных сайтах Эстонии.

Фото: Ээро Вабамяги

Март испытывающий

Год передохнул в феврале и буквально засыпал нас событиями в марте. Сначала в Москве убили Бориса Немцова. Показательно. В самом центре города. На фоне Кремля. Жаль человека. И женщины его любили, и он их.

В марте же начал чудить и до сих пор так и не успокоился самый юный народный избранник, попавший в парламент как раз в марте: 23-летний Яак Мадисон. Премьерой явилось факельное шествие, устроенное в центре Таллинна в День независимости: многие вспомнили, кто еще ходил с факелами. А кто не вспомнил сам, тому помогли добрые люди, процитировавшие слова одобрения Мадисона в адрес Гитлера. Позже выяснилось, что молодой человек в свое время здорово нашалил на судах Tallink: и мобильниками торговал, и в каюты коллег противоположного пола ломился.

Но главным героем месяца в Эстонии стал лидер центристов Эдгар Сависаар (на фото). Сразу после оглашения результатов парламентских выборов стало понятно: самый популярный политик сохранил свои позиции и опять набрал больше всех голосов, однако управлять государством, даже в компании с кем-то, ему не дадут. А к концу марта страна замерла в ожидании: сможет ли Сависаар победить тяжелую болезнь? Он, конечно же, смог и уже в августе на площади Вабадузе поднялся с инвалидного кресла и произнес проникновенную речь.

Еще одна новость, потрясшая нас в марте, касалась самолета авиакомпании Germanwings, потерпевшего крушение в Альпах. Обезумевший второй пилот, совершив страшное самоубийство, забрал с собой жизни 150 ни в чем не повинных людей.

Фото: Сандер Ильвест

Апрель обидчивый

Апрель, месяц дураков и обманщиков, показал себя во всей красе. Точнее, красоту и последовательность своих действий продемонстрировали только-только начавшие набирать популярность среди русскоязычных избирателей социал-демократы. Для соцдемов прошедшие месяцем ранее выборы в Рийгикогу оказались не слишком удачными: как и другие старожилы парламента (стабильным исключением стали только центристы), они потеряли часть мандатов, при этом назначив виноватым в своем поражении неблагодарный русскоязычный электорат. В итоге министр Евгений Осиновский (на фото) отказался от поста руководителя Министерства образования и науки и ушел в рядовые депутаты. Правда, ненадолго: уже к середине года Осиновский стал председателем партии, публично открестился от «русского вопроса» и снова подался в министерство, но уже в другое –  социальных дел, где взялся бороться с курильщиками, пьяницами и врачами.

Фото: Пеэтер Ланговитс

Май шаловливый

Говорят, что не нужно жениться в мае: мол, всю жизнь будешь маяться. Возможно, в этом есть зерно истины, возможно – нет, но президент Тоомас Хендрик Ильвес на собственном примере доказал, что май хорош для развода. Сначала общественность потрясла первая леди, которую застукали целующейся с чужим мужчиной на веранде одного из увеселительных заведений столицы, а потом и сам первый джентльмен. Из общего у Ильвесов теперь остались только фамилия да дочь Кадри Кейю, а личная жизнь у них теперь отдельная.

Под знаком любви прошел май и в Великобритании, что тоже стало новостью мирового масштаба. И без того немаленькая королевская семья увеличилась еще: герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон родила принцу Уильяму дочку (на фото), которую назвали Шарлоттой Элизабет Дианой.

А Эстония в мае гоняла ежа. Именем этого колючего зверька были названы широкомасштабные военные учения, в которых приняли участие 13 тысяч эстонских и иностранных солдат. Почему еж? Организаторы объяснили, что еж силен своими иголками, и каждая из них – будь то солдат или подразделение – чрезвычайно важна.

И именно май стал отправной точкой для темы беженцев, которая крепко обосновалась в новостных лентах и никуда не делась и по сегодняшний день.

Фото: AP/Scanpix

Июнь падший

К середине года главной новостью, которой с нетерпением ждали все жители Эстонии, стал прогноз погоды. И хотя ничего доброго метеорологи, как ни старались, сообщить не могли, все очень надеялись на чудо. Лета не дождались, но беды накликали. Первая случилась в Таллинне: только-только начавший работать аттракцион по экстремальному спуску на канате с самой верхотуры телебашни – 175 метров, между прочим, – пришлось закрыть. Две финские туристки, к счастью, не в свободном падении, а просто на слишком большой скорости слетели вниз и получили травмы, хорошо хоть не слишком серьезные. Аттракцион закрыли, скорее всего, навсегда.

На этом трагедии, связанные с высотой, не закончились. Мир альпинизма,  которым увлекаются и жители нашей страны, понес потери. В Перу произошел несчастный случай, в результате которого погибли супруги Яне и Тармо Рига и их товарищ Аллан Валге. Выжить удалось только четвертой альпинистке, Аннемай Мяртсон: ее спасло то, что она шла в группе последней. Альпинисты пытались пройти по ледяному мосту, лед треснул, люди сорвались вниз, сверху их накрыло снегом. Аннемай упала поверх снега, что и спасло ей жизнь.

Но были в июне и хорошие новости: Эдгар Сависаар выписался из больницы и пошел на поправку. Тогда еще никто не знал, что встречать Новый год ему придется в должности мэра в изгнании, как его назовут после решения суда  удовлетворить ходатайство прокуратуры и отстранить столичного городского голову от исполнения служебных обязанностей.

Фото: Альберт Труувяэрт

Июль чумовой

В июле лето тоже не наступило, зато наступили греки: на горло европейским партнерам, когда неожиданно прервали переговоры о предоставлении Греции финансовой помощи. Причина заключалась в том, что выделение кредита предусматривало суровые реформы и сокращение расходов. Власти Греции решили, что поступить так с народом без его согласия они не могут, а поэтому вынесли вопрос на референдум.

Фарс длился все лето. Конечно же, народ проголосовал против драконовских условий кредиторов: кому охота соглашаться на урезание пенсий, пособий и прочих благ? Правительство ушло в отставку, объявив внеочередные выборы, по результатам которых в свои кресла вернулись по сути те же лица, которые постепенно и начали проводить требуемые Европой реформы. Что к чему, никто не понял, но о Греции на время забыли.

Зато Эстония в середине лета потеряла министра, но тут же обрела. Глава МИДа Кейт Пентус-Розиманнус была вынуждена подать в отставку, поскольку оказалась причастной к делу собственного отца, которого до сих пор судят на предмет сомнительной кончины фирмы Autorollo. Говорят, что ни делается, все к лучшему: пост министра иностранных дел в итоге заняла профессиональный дипломат Марина Кальюранд, которую теперь называют одним из претендентов на должность главы эстонского государства.

В июле же стало известно, что одно из старейших химических предприятий Ида-Вирумаа Nitrofert сворачивает свою деятельность. Завод не ликвидировали, а законсервировали, пообещав запустить, если в мире что-то изменится и появится перспектива. Однако это никак не успокоило более 150 работников, которых уже осенью начали сокращать и к концу года сократили до одного.

И тут грянуло. Как ни принимали наши ветеринары меры безопасности, как ни бежали свиноводы от африканской свиной чумы, она проникла и на наши фермы. В июле больных хрюшек обнаружили в Валгамаа и Вильяндимаа, потом бить-травить-хоронить свиней пришлось и в других регионах. Сельское хозяйство понесло серьезные убытки, потери не обошли стороной и госпредприятие, специализировавшееся на сжигании туш убиенных. Выяснилось, что часы работы крематория были умышленно завышены. Руководитель потерял работу. Зато к середине осени ситуацию удалось взять под контроль и в канун новогодних праздников о чуме уже не вспоминали.

Фото: Сандер Ильвест

Август криминальный

Когда школяры и их родители уже начинали задумываться о том, что скоро наступит новый учебный год, в стенах Таллиннского технического университета развернулась настоящая академическая битва. Яак Аавиксоо, хорошо знакомый ученому миру по ректорству в Тартуском университете, а остальным жителям страны – как министр образования и министр обороны, был выдвинут кандидатом на пост ректора ТТУ. Более того, в должности  утвержден. И тут началось. Кураторий заявил, что результаты голосования нужно проверять, поскольку вероятны подтасовки. Бюллетени проверили, но подлога не нашли.

Вторым шагом куратория был самороспуск, а без него ректора не утвердить. По СМИ начали расползаться петиции и открытые письма, в которых Аавиксоо, его стиль управления и скверный характер всячески осуждали. Был шанс, что в новый учебный год один из самых крупных вузов страны вступит без головы, но срочно выбрали новый кураторий, который Аавиксоо быстренько утвердил. Цепочку надели, но осадок остался.

Бабахнуло в августе и на других фронтах. Во-первых, Tallinna Sadam разом лишился двух руководителей, которые не ушли и не отстранились, а под белы рученьки были препровождены сотрудниками правоохранительных органов в камеру предварительного содержания. Айна Кальюранда (на фото в центре) и Аллана Кийля взяли под стражу по подозрению во взяточничестве в особо крупных размерах. Новый год оба встретят за решеткой: как адвокаты ни старались, суды не решились выпустить их на свободу ни за деньги, ни под честное слово.

Во-вторых, под ударом оказался самый богатый человек Эстонии Олег Осиновский, которого заподозрили в даче взятки руководству Латвийской железной дороги. Это дело все еще находится на стадии следствия, Осиновскому-старшему ни обвинений, ни подозрений пока не предъявлено, зато Осиновский-младший еще в августе заявил, что впредь его партия – Социал-демократическая – денег у папы брать не станет. Честный поступок и по отношению к партии, и по отношению к семейному бюджету.

В августе же началась судебная эпопея, окончательно разрешившаяся в самом конце года: прокуратура ходатайствовала о выдаче Украине гражданина Эстонии, которого подозревают в участии в военных действиях в Луганской области на стороне сепаратистов. 34-летнего Владимира теперь уже и на уровне правительства Эстонии решено выдать. Чем закончится для него эта история, можно только догадываться.

Но было в августе и хорошее: около двух недель мы наслаждались летним теплом. Температурные рекорды побиты не были, но люди ходили без курток и шарфов.

Фото: Сандер Ильвест

Сентябрь нетрезвый

И вот пришел богатый на события сентябрь. Сначала на авансцене отметился Краснознаменный ансамбль песни и пляски им. Александрова, который пообещал приехать и в Эстонию. Наперерез ему с мощными па выскочил Сергей Метлев, потребовавший запретить выступление коллектива, который «занимается не искусством, а пропагандой». Вице-канцлер МВД Эркки Корт пообещал ситуацию провентилировать. В итоге запрещать выступление ансамбля не стали, и он даже собирался в середине декабря грянуть дружное «ура» на одной из таллиннских сцен, но в последний момент гастроли отменили. Сами россияне объяснили, что их все же не пустили: как выяснилось позже, ансамбль направили в Министерство обороны Эстонии, чтобы согласовать гастроли и с ним. На том дело и застопорилось

Именно в сентябре старую песню о главном затянул и новоиспеченный министр социальных дел и труда Евгений Осиновский, который объявил очередную войну алкоголю. Его аргументы выглядели логично, но общее впечатление подпортила ведущаяся параллельно дискуссия: а не разрешить ли нам легкие наркотики? Видимо, ширнуться в нашей стране скоро станет легче, чем выпить бокал вина.

28 сентября в эфир вышли первые программы нового русскоязычного канала ETV+. Открытию предшествовал крупный скандал с его руководителем Дарьей Саар (на фото). Не сумев отразить провокационные вопросы российских коллег, которые делали репортаж о подготовке запуска канала, Саар подставилась. Ее ответы можно было интерпретировать таким образом, что своего мнения у канала нет, оно совпадает с позицией официальных властей Эстонии. И все же канал начал работу, и число его зрителей растет.

Наше издание в сентябре тоже стало ньюсмейкером мирового масштаба: сразу два наших коллеги – заместитель главного редактора еженедельника Марианна Тарасенко и внештатный автор Андрей Бабин попали в украинские санкционные списки. Журналистов обвиняли не пойми в чем, но главным мотивом было «особо опасны для суверенитета страны». В течение нескольких недель коллеги принимали поздравления, а потом стараниями  эстонского МИДа умы украинских партнеров прояснились и наших журналистов из списков убрал. Наверное. Кто ж это проверял?

Фото: Mihkel Maripuu

Октябрь убегающий

Год начал клониться к закату, а российская авиация взяла курс на Сирию. Именно в октябре Совет Федерации разрешил президенту России использовать войска в дружественной россиянам стране, раздираемой войной, натиском ИГИЛ, оппозицией и кем-то там еще, по-сирийски не говорящими. Было уточнено, что сухопутные войска в операции участия не принимают, только авиация.

А тем временем Европу окончательно захлестнула волна беженцев, легкие брызги долетели и до Эстонии. ЕС распределил квоты и обязал нашу страну принять около полутора тысяч бегущих от войны людей. Нам объяснили, что первые переселенцы прибудут на эстонскую землю до конца года, но теперь эта дата перенесена на январь.

Октябрь стал еще и месяцем скоропостижной кончины бессменного и, как казалось, бессмертного мэра города Маарду Георгия Быстрова. Он умер на 72-м году жизни, но навсегда останется в памяти жителей города и страны.

Ну, и особое внимание вновь привлек к своей персоне Эдгар Сависаар. Самая дружная и стойкая партия неожиданно раскололась на два лагеря: один стоически поддерживал своего лидера, а второй переметнулся в сторону молодой, перспективной и очень толковой Кадри Симсон. Что значила вся эта игра, никто так и не узнал, но Симсон, дочь самого близкого друга Сависаара Ааду Муста, в итоге проиграла и теперь вынуждена сидеть тихо, чтобы дядя Эдик не наказал.

Фото: Scanpix/AP

Ноябрь трагический

Шутки шутками, а ноябрь оказался очень непростым. Через несколько минут после взлета из Шарм-эль-Шейха (на фото) разбился самолет российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту лайнера, не считая членов экипажа, находились 224 человека, возвращавшихся с курорта. В ходе расследования выяснилось, что причиной крушения самолета стал теракт. Бомба находилась в салоне, и принес ее на борт, скорее всего, кто-то из работников аэропорта. На данный момент Россия и многие европейские страны запретили полеты своих самолетов в Шарм-эль-Шейх. Египтяне подсчитывают убытки.

В ноябре страшной атаке подвергся и город любви – Париж. Восемь терактов за пару часов, десятки погибших. Мир всколыхнулся и обратил свои взоры на Россию, которая давно предлагала создать антиИГИЛовскую коалицию. И тут военный российский самолет неожиданно сбила Турция. Пилоты успели катапультироваться, но одного летчика застрелили в воздухе, а второго пришлось отбивать силами спецназа Сирии и России. Отношения между Россией и Турцией обострились, чем все это кончится, пока непонятно.

А в Эстония тем временем продолжали ссориться на тему Закона о совместном проживании, который по сути легализует однополые браки. Противников и сторонников почти поровну, а сам закон принят, но не может вступить в силу, поскольку не принято решение о внесении поправок в другие законы. Такое вот противоречивое у нас бытие.

Фото: Reuters / Scanpix

Декабрь уходящий

И вот он, декабрь. Последние денечки. Основное событие месяца – аномально теплая погода. А еще президент (на фото), который собрался жениться еще до истечения срока своих полномочий, то есть до середины будущего года.

Бюджет на будущий год принят и сильно раскритикован оппозицией. Елки по всей стране установлены, а ингредиенты для блюд новогоднего стола в большинстве своем закуплены. Скоро мы поднимем бокалы и проводим 2015-й с почестями. Как видите, год был непростой. Перечислить все важные его события мы не решились. Хотя бы потому, что много в нем было недоброго и невеселого. Впрочем, времена не выбирают, в них живут… И мы будем жить, поскольку впереди 2016-й. Пусть он окажется лучше.

Фото: Сандер Ильвест
Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх