Власть № 4: «Меня зовут Эстония, я – алкоголик»

, Eesti haigekassa Tartu osakond, ravikindlustushüvitiste büroo juhataja
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фраза «в Греции все есть» уже не актуальна: теперь в Греции есть только режим экономии да уличные бои, в ходе которых можно насладиться разве что коктейлем Молотова.
Фраза «в Греции все есть» уже не актуальна: теперь в Греции есть только режим экономии да уличные бои, в ходе которых можно насладиться разве что коктейлем Молотова. Фото: SCANPIX/REUTERS

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали эстонский алкоголизм, бьющую по нам неплатежеспособность Греции и мифологические аспекты деятельности Индрека Таранда.

В опубликованной на портале Delfi статье «Я Эстония, и я алкоголик» Лаури Беэкманн поднимает тему зеленого змия в нашей жизни. Да, потребление алкоголя за последние три года уменьшилось, за что надо сказать спасибо кризису; да, пьяные водители попадаются все реже... точнее, реже попадались – «судя по статистике, маятник, к сожалению, качнулся в другую сторону». Недаром июнь этого года был омрачен задержанием в нетрезвом виде сразу двух видных людей – депутата от IRL, главы социальной комиссии парламента Маргуса Цахкна и писательницы Кертту Ракке.

«Эстонское общество признало, что у этого государства и у этого народа есть проблемы с алкоголем», – пишет Беэкманн. Вопрос в том, что большинство считает эти проблемы не своими, а чьими-то еще. «Самое время Эстонии пойти на собрание анонимных алкоголиков и откровенно признаться: “Меня зовут Эстония. Я – алкоголик”. Ведь мы на этом собрании не одиноки. Там уже присутствует большая часть европейских стран...»

Таранд как трикстер и градусник

Продолжается, пусть и вяло, обсуждение Индрека Таранда в качестве «президент-сюрприза» – ну или «президентской неожиданности». В Postimees Михкель Мутть называет Таранда градусником, измеряющим, очевидно, температуру общества. «Таранд – исключительный социально-политический гедонист, у него нет никаких принципов... На первый взгляд может показаться, что нынешнее решение ставит на будущем Таранда крест, потому что в этой игре принципы все-таки важны... С другой стороны, терять Таранду все-таки нечего. Какое-то время назад Индрек Таранд был “своим” в одной компании, а потом эта компания устроила Таранду мягкое приземление в один музей» (речь о Музее Лайдонера, которым герой статьи руководил с 2005 по 2009 год). Мутть говорит, что Эстония вполне может последовать примеру Гаити, где президентом стала поп-звезда, или Мадагаскара, где на этот пост выбрали диск-жокея, и доверить Таранду представлять нас на мировой арене. «Ах, я физически ощущаю, как приближаются Гаити и Мадагаскар», – вздыхает автор.

Признает наличие шансов у Таранда и центрист Хеймар Ленк, отмечающий на портале Delfi, что альтернативный кандидат претендует в парламенте на голоса всех центристов, а также на несколько голосов депутатов от правящей коалиции и социал-демократов. «То, что раньше Таранд обзывал некоторых из них коммуняками, сейчас роли не играет», – уверен Ленк, отсылая нас к эпизоду шестилетней давности, когда Индрек Таранд появился на публике в футболке с надписью «Коммуняк в печь!», что привело к добровольной отставке министра обороны Яака Йыэрюйта, в подчинении которого Таранд работал.

На том же портале теолог Райво Й. Рааве спрашивает себя, кто таков Таранд – юродивый паяц или трикстер наподобие скандинавского бога Локи, нашего Ивана-дурака и «ихнего» Джека Воробья. Призывая в свидетели тени Эразма Роттердамского, Мишеля Фуко и Василия Блаженного, Райво Й. Рааве приходит к выводу, что Таранд – трикстер, а не паяц, и вообще куда глубже, чем кажется: «Не будем забывать, что этот человек создал наш МИД и десять лет был его канцлером. Паяцу такое было бы не под силу». И футболка «Коммуняк в печь!» – из той же оперы: трикстер нарушает общественные табу, ведет себя нелогично и всегда выступает против властей, раздражая их по самое не могу.

Ход греческим конем

Греция с ее пустыми карманами держит в страхе все страны ЕС. Портал Е24 предостерегает: на весах – финансовое здоровье Европы, ведь «неплатежеспособность Афин может вызвать эффект домино и повлиять на всю еврозону». Портал задает риторический вопрос: только Греция не понимает всей серьезности положения – или брюссельским чиновникам тоже надо как-то открыть глаза?

Совсем другие чиновники занимают редакцию портала Delfi, которая недоумевает, почему наши власти сосредоточились на спасении Греции – и ни слова не говорят о том, что Эстония рискует повторить греческие ошибки. Портал считает, что надо как следует перетряхнуть эстонское чиновничество, отдельные представители которого «живут так, как и частный сектор жить не позволяет... Надеемся, что, спасая Грецию, мы проведем обстоятельный аудит и на родине». Там же, на Delfi, Ивар Райг называет Грецию троянским конем, которого Европа пустила внутрь себя. «Весь вопрос в том, чья это хитрость, кому это выгодно? – вопрошает Райг. – Может быть, за всем стоят американцы или китайцы, желающие завоевать Европу голыми руками?»

Между тем в Eesti Päevaleht вице-президент Банка Эстонии Мяртен Росс удивляется бесконечным обсуждениям греческой проблемы: «Поразительно, что в мире, в том числе и в Эстонии, появилось так много экспертов, которые точно знают, что Греция никогда не сможет выплатить свои долги... и что этого не понимают ни европейские правительства и центробанки, ни МВФ, ни Европейская комиссия». Самоуверенность экспертов, считает Росс, базируется на досужих предположениях. Все зависит от того, сумеет греческое правительство выгодно продать бесполезное госимущество или не сумеет. А что греки не платят налогов – это поправимо, и тут на помощь спешит как раз Эстония: «Мы сами видели, что если есть желание и складываются обстоятельства, подобные изменения в обществе вполне себе возможны».

О том, что все зависит от точки зрения, рассказывает на соседней странице газеты Прийт Симсон, увидевший в последнем номере журнала Foreign Affairs рекламу книжки «Как Латвия вышла из финансового кризиса». Книжка эта убедительно доказывает, что в Латвии, которую мы привыкли представлять себе как «экономический ад на земле», теперь все хорошо. Ну так и у нас все ведь хорошо. Безработица – да, бедность – да, но все ведь хорошо. Что, кто-то спорит?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх