«Счастье» стало лучшим в России

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дети Тильтиль (Павел Юринов) и Митиль (Янина Лакоба) из «Синей птицы» Мориса Метерлинка, по мотивам которой создан замечательно тонкий, упоительно образный и при этом поразительно зрелищный спектакль Александринского театра из Санкт-Петербурга, ставший победителем «Золотой Маски» в номинации «Спектакль большой формы».
Дети Тильтиль (Павел Юринов) и Митиль (Янина Лакоба) из «Синей птицы» Мориса Метерлинка, по мотивам которой создан замечательно тонкий, упоительно образный и при этом поразительно зрелищный спектакль Александринского театра из Санкт-Петербурга, ставший победителем «Золотой Маски» в номинации «Спектакль большой формы». Фото: Архив Александринского театра (Санкт-Петербург)

Театральное событие. Названы лауреаты главной театральной премии России «Золотая Маска».

 

На 18-м вручении премии «Золотая Маска», которое проходило 16 апреля в Большом театре в Москве, поводов для изумления оказалось предостаточно.

То премии не находили лауреатов — в частности, в категории «Оперетта и мюзикл», то уходили в самые неожиданные руки. Например, лучшей актрисой сезона была выбрана актриса, работающая за пределами Москвы и Петербурга, — Светлана Замараева за роль Кручининой в «Без вины виноватых» Екатеринбургского ТЮЗа. За все время существования премии это третий раз, когда выбор пал на актрису из провинции.

То телеканал «Культура», как выяснилось позже, редактирует для эфира речь режиссера Кирилла Серебренникова, получившего премию за очень острый социальный спектакль «Отморозки» по мотивам текстов Захара Прилепина. Серебренников сделал «масконосный» спектакль со своими студентами и до этого ни одной «Маски» не получал — что странно, учитывая его заслуги.

В номинации «Эксперимент» премии удостоился спектакль Театра.doc «Зажги мой огонь». Эстонской публике это стоит взять на заметку еще и потому, что его режиссер — Юрий Муравицкий сейчас ставит в Новом театре в Таллинне спектакль «Ставангер».

Самую главную «Маску» — за лучший спектакль большой формы — получил локомотив авангардного театра России, режиссер Андрей Могучий за спектакль для детей «Счастье» по мотивам «Синей птицы» Мориса Метерлинка.

Кого-то это удивило, кого-то совершенно нет. Для самого Могучего получение «Маски» — далеко не первое. Его спектакль был заявлен в шести номинациях и выиграл в двух — как лучший спектакль большой формы и за лучшую работу художника (Александр Шишкин).

Почти вся труппа
«Работая над спектаклем, я не думал о «Маске», хотя она значит для меня очень много. Я хорошо помню, насколько важным для меня стал этот момент, когда я впервые получил ее лет двенадцать назад. После получения премии становится где-то легче, где-то сложнее. Но когда ты надеваешь «маску», надо попытаться ее потом и содрать», — говорит Могучий.

«Один раз в жизни я сделал, на мой взгляд, неудачный детский спектакль, и хотя дети радовались, я понимал, что обмануть их ничего не стоит. И по мне, он был не очень хороший. И я надолго запретил себе думать о постановках для детей», — признался режиссер, детский спектакль которого был назван на «Маске» лучшим.

«Счастье» — это сверх­авангардная постановка Александринского театра в Санкт-Петербурге, которая напоминает чем-то мюзикл, с использованием анимации и с самыми нестандартными решениями художника, так что посмотреть спектакль можно только на родной сцене, даже в Москве, где есть театральные сцены самого разного формата, он «влезает» только на одну.

О том, чтобы привезти его в Эстонию, и речи не идет — у нас такого размера площадок просто нет.
Сказать, что это печально — ничего не сказать, эту постановку видеть необходимо, а гастролировать она не может. Это масштабное произведение театрального искусства с гигантскими декорация­ми, в котором задействована почти вся труппа театра — 38 человек — и которое рассчитано на тысячу зрителей.

Детский язык образов
«Я использовал все возможности Александринского театра, это был шанс, который дал мне художественный руководитель театра Валерий Фокин, вне этого театра я бы никогда не смог сделать такого спектакля. Занята почти вся труппа, без двух-трех артистов, которые в тот момент репетировали другое», — рассказал Могучий.

«На детей нельзя жалеть средств, сил, пота, крови — и «Счастье» стало экзаменом для меня. И, конечно, в этом преимущество репертуарного театра, который не должен думать, как спектакль будет коммерчески окупаться, и не должен делать билеты по 200-300 евро, — говорит он. — Этого нельзя делать, потому что при таких ценах в театр приходит совершенно другой зритель, и образовывается огромный пласт людей, которые не могут купить себе такой билет и не идут в театр».

По мнению Могучего, в этом смысле репертуарный театр — это плюс, хотя непременно должны существовать и другие формы театра. «В нашем театре актеры не бегают с репетиций на съемки, непозволительно даже опоздание на репетицию. В других теат­рах актер прибегает на 15 минут, опоздав на полтора часа, обвешанный телефонами, поскольку у него кругом съемки. В нашем театре такая деградация профессии недопустима», — рассказывает он.

«Театр связан с социальным устройством общества, политикой и всем, в чем мы живем, в некотором смысле театр — это и послание государству. И театр не может быть товаром, домом бытовых услуг, у театра есть и другие функции, которые не подразу­мевают зарабатывание денег. Художественный театр должен оставаться художественным и не быть связанным с материальным миром», — уверяет Могучий.

Сам он, по его словам, вырос в альтернативной художественной среде, много работал без денег и не ради денег и не хотел идти под государственное крыло. «Я до сих пор сохраняю в себе маргинальность, что дает мне чувство свободы», — говорит он.

Могучий считает авангард наивным детским искусством. «Я начинал с Хармса, который, на мой взгляд, один из лучших детских писателей. Серьезные люди должны, в первую очередь, проверять себя детьми, их чувством юмора и взглядом на жизнь.

Я знаю, что дети воспринимают мир непосредственно, таким, какой он есть, не делают гиперссылок на постмодернизм и прочее. Они пока не совершили переход в осмысленную жизнь и понимают образный язык», — рассказал режиссер.

У самого него четверо детей — 22 и 20 лет и девятилетние двойняшки Маша и Ваня. Вот именно для двойняшек и таких, как они, Могучий и сделал свой спектакль — в афише указан возраст зрителей — с девяти лет.

Очень серьезно
К сочинительству спектакля он пригласил своих коллег, с которыми сотрудничает постоянно, — художника Александра Шишкина, композитора Александра Маноцкова, экспериментальными зрителями, сочинителями стали и их дети, и дети актеров.

По словам режиссера, с ним работали люди, которые не просто пишут музыку или занимаются дизайном декораций, но пытаются проникнуть в суть того, что потом будет называться спектаклем. «Их работа не может жить отдельно от спектакля, она сделана только для него.

Для меня это очень важно — мы все приносим жертву на алтарь театра», — говорит Могучий.
«Все это было очень серьезно. Когда мы репетировали, мы приглашали детского психотерапевта, работавшего в Чечне и в других местах, где дети часто видят смерть.

Нам было страшно, не перебарщиваем ли мы, ставя такие тяжелые вопросы, как смерть, любовь, семья», — говорит он.

«Именно лет в девять ребенок начинает задавать себе вопросы о смерти, это тревожный детский возраст и наступает момент, когда есть смысл поговорить с ним об этом. На премьере мое сердце сжалось.

Но по первой реакции, первым отзывам я понял, что, проговаривая с детьми эти темы, можно освободить их от страха», — считает Могучий.

Лауреаты фестиваля
«Золотая Маска», cезон 2010-2011
Женская роль в драматическом спектакле: Светлана Замараева, Елена Ивановна Кручинина — «Без вины виноватые», Театр юного зрителя, Екатеринбург
Мужская роль в драматическом спектакле: Евгений Миронов, Калигула — «Калигула», Театр Наций, Москва
Работа режиссера в драматическом спектакле: Юрий Бутусов, «Чайка», Театр «Сатирикон», Москва
Драматический спектакль малой формы: «Отморозки», «Седьмая студия», Москва
Драматический спектакль большой формы: «Счастье», Александринский театр, Санкт-Петербург
Специальные премии жюри: «Враги: История любви», Театр «Современник», Москва; «Мамаша Кураж и ее дети», Алтайский театр драмы имени Шукшина, Барнаул
Лучший кукольный спектакль: «Вероятно, чаепитие состоится», Театр-студия «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
Конкурс «Эксперимент»: «Зажги мой огонь»,
Театр.doc, Москва
Лучший оперный спектакль: «Сказки Гофмана», Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
Лучший современный танцевальный спектакль: «Punto Di Funga», Компании «Диалог Данс», Кострома и «Zerogrammi», Италия
Лучший балет: «За вас приемлю смерть», Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
Лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2011 году: «(А)поллония», Новый театр, Варшава, режиссер Кшиштоф Варликовский
Премия за выдающийся вклад в развитие театрального искусства: Петр Фоменко, Эдуард Кочергин, Михаил Пахоменко
Весь список лауреатов на сайте www.goldenmask.ru

Комментарии
Copy
Наверх