Очаг напряженности погасили за счет грабежа столицы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
26 апреля днем на Тынисмяги установили палатку, которая закрыла памятник.
26 апреля днем на Тынисмяги установили палатку, которая закрыла памятник. Фото: Лийс Трейманн

Судьба солдата. «Бронзовая ночь» выпустила пар, скапливавшийся из-за исторических событий, и на время обозначила Эстонию на мировой карте.

Пять лет назад утром 26 апреля ничто не предвещало, что вечером того же дня в Таллинне произойдут события, в результате которых центр города станет неузнаваемым. Светило солнце, Бронзовый солдат спокойно стоял на своем привычном месте на Тынисмяги, словно его совершенно не касалось то, что звучало в его адрес.

Прохожие спокойно шли мимо, поглядывая на неизвестно откуда взявшееся ограждение — рано утром его установило Министерство обороны. Таблички, укрепленные на ограждении, возвещали, что ведутся археологические раскопки военного захоронения на Тынисмяги и работы по установлению личности захороненных.

Обманчивая тишина
Казалось, что все спокойно, тем более, что за порядком следила полиция. К присутствию людей в форме на Тынисмяги уже привыкли, поскольку за год до этого министр внутренних дел Калле Лаанет запретил демонстрации и сборища у монумента.

Правда, недавно сменились и правительство, и министр внутренних дел, но запрет на митинги продолжал оставаться в силе. Около десяти утра в районе находилось около 60 человек.

После полудня на Тынисмяги была установлена палатка, закрывшая всю территорию, включая Бронзового солдата. Однако в тот день не планировалось начинать работы, которые должны были продолжаться две недели, т.е. и после 9 мая 2007 года.

На самом деле решающим в определении судьбы Бронзового солдата стало 9 мая 2006 года. Тогда празднуемый в России День Победы на Тынисмяги собрались отметить около 600 человек, в основном русскоязычных.

Посол России Константин Провалов возложил к монументу венок. Пришли к памятнику и два участника пикета с эстонским флагом и плакатом, направленным против Солдата. Однако их демонстрация продолжалась несколько минут. Так как ситуация была напряженной, полицейские препроводили пикетчиков в автобус и увезли.

Стало очевидно, что Бронзовый солдат стал символом напряженности между двумя общинами, разделенными разным подходом к истории. По одну сторону находились защитники Бронзового солдата, организовавшие движение «Ночной дозор».

По другую — эстонцы, которые не понимали, почему около Бронзового солдата разрешают собираться под красными знаменами. Нашлись активисты, нагнетавшие обстановку.

Попытка найти решение
Летом и осенью 2006 года ситуация вокруг Бронзового солдата не вылилась в эксцессы, но близились парламентские выборы в марте 2007 года, а затем и 9 мая.

В январе Рийгикогу принял Закон о воинских захоронениях, тем самым была создана правовая база для перезахоронения погребенных на Тынисмяги красноармейцев на Военное кладбище и переноса туда же Бронзового солдата. Но не было единого решения, как это сделать.

 Разумеется, ни правительство Ансипа, ни Центристская партия, и тогда находившаяся у власти в столице, не хотели, чтобы начались беспорядки. После выборов политическая расстановка сил изменилась — к власти пришел тройственный союз, Центристская партия, выступавшая скорей за то, чтобы монумент остался на своем месте или был перенесен летом, оказалась в оппозиции.

Созданная при Министерстве обороны комиссия, опираясь на новый закон, советовала перезахоронить тех, кто похоронен на Тынисмяги, в марте. Организационные вопросы, касающиеся Бронзового солдата, находились в компетенции тогдашнего министра обороны Яака Аавиксоо.

Во избежание неразберихи и, стремясь предупредить эксцессы, Аавиксоо провел несколько встреч. 25 апреля состоялся его off-record брифинг для медиа-каналов. Вечером 26 апреля он встретился в горсобрании с участниками т.н. «круглого стола» по Бронзовому солдату, который вел председатель горсобрания Тоомас Витсут.

К вечеру ситуация начала накаляться. Активисты, выступавшие против переноса Бронзового солдата и перезахоронения павших, пришли на Тынисмяги, где собралось много народа, в том числе и те, кем двигало любопытство.

Полиция пыталась поддерживать порядок и не пропускала людей к Бронзовому солдату. Как было сказано в докладе, подготовленном в мае 2007 года Департаментом полиции, в 21.40 в цепь полицейских полетели камни, и для того, чтобы оттеснить собравшихся от Национальной библиотеки, полиция была вынуждена применить шумовые и световые гранаты и порошковые тушители. .

Дальнейшее уже стало историей. Проснувшиеся утром таллинцы увидели, что центр города уподобился полю битвы. Владельцы магазинов сгребали с тротуаров осколки стекла, латали фанерой пробоины в витринах и подсчитывали убытки.

Они узнали, что ночью заседала горуправа, а продажа алкоголя в столице была прекращена. Мэр города Эдгар Сависаар ночью наконец призвал народ успокоиться, но было уже слишком поздно.

В этой ситуации правительство сумело принять лишь одно решение — Бронзовый солдат, ставший поводом для небывалого вандализма, был снят и увезен с Тынисмяэ. Это в свою очередь породило немало слухов по поводу его места пребывания и хранения, но уже несколько дней спустя памятник стоял на Военном кладбище и каждый смог убедиться в том, что он не пострадал.

Беспорядки в Таллинне продолжались и 27 апреля, и на какое-то время охватили Ида-Вирумаа, но государство все больше контролировало ситуацию. В ответ на беспорядки и вандализм в Эстонии поднялась волна патриотизма. Люди изъявляли желание зарегистрироваться помощниками полицейских, выражали свою поддержку и слали предложения. 

Международная реакция
Хотя в мировом масштабе подобные беспорядки являются вполне обычным явлением, в период «бронзовых ночей» прояснился и масштаб взаимоотношений Эстонии и России.

Окружение посольства Эстонии в Москве было явным нарушением международного права и повлекло за собой выражение солидарности с Эстонией как в Европе, так и в других государствах Запада. 5 июня 2007 года Палата представителей США приняла резолюцию с выражением солидарности правительству и народу Эстонии, осудив насилие в самой Эстонии и в отношении ее посольства. 

8 мая 2007 года премьер-министр Андрус Ансип, министр обороны Яак Аавиксоо и министр по делам народонаселения Урве Пало от имени правительства возложили на Военном кладбище венок в память о жертвах Второй мировой войны.

Хронология событий «бронзовой ночи»

•    9 мая 2006 — полиция увезла с Тынисмяги двух пикетчиков, которые протестовали против памятника, чтобы избежать столкновений между ними и теми, кто нес к монументу цветы. У Бронзового солдата собрались 500-600 человек, говоривших преимущественно по-русски.
•    Май 2006 — защитники памятника создали «Ночной дозор».
•    26 мая 2006 — министр внутренних дел Калле Лаанет запретил любые собрания и пикеты у памятника. Полиция стала нести круглосуточное дежурство у Бронзового солдата.
•    10 января 2007 — Рийгикогу принял Закон о защите воинских захоронений, который позволяет производить перезахоронение останков.
•    9 марта 2007 — комиссия, созданная при МВД, порекомендовала перезахоронить останки советских солдат у памятника.
•    26 апреля 2007 в 4.30 — полиция установила вокруг памятника металлические ограждения. Было обещано начать раскопки возле памятника, которые должны были продолжаться две недели.
•    26 апреля 2007 в 13 часов — ограждения накрыли палаткой.
•    26 апреля  2007 в 19 часов — на Тынисмяги собралось около тысячи человек. Движение было перекрыто.
•    26 апреля 2007 в 19.40 — десяток человек попытались пробиться через окружение, но их отбросили назад с применением порошковых огнетушителей.
•    26 апреля 2007 в 21.40 — в цепь полицейских стали бросать камни. Нарушители порядка принялись бить окна, мародерствовать, повреждать автомобили.
•    Ранним утром 27 апреля 2007 — Таллиннская горуправа провела экстренное заседание и запретила продажу алкоголя до 2 мая.
•    Ранним утром 27 апреля 2007 — полиция задержала около 300 человек, которых временно закрыли в терминала D в Таллиннском порту.
•    27 апреля в 03.40 — правительство по совету кризисной комиссии приняло решение увезти памятник с Тынисмяги. К утру памятник перевезли.
•    Утро 27 апреля — «Наши» организовали пикет у посольства ЭР в Москве, начались кибератаки против Эстонии.
•    Вечером 27 апреля — в центре Таллинна около пятисот человек занимались вандализмом, народ вышел на улицы в Йыхви, Нарве и Силламяэ.
•    Вечером 28 апреля — несовершеннолетние совершали акты вандализма в Нарве, Кохтла-Ярве и Силламяэ.
•    30 апреля — МВД установило Солдата на Военном кладбище.
•    Утром 2 мая — «Наши» блокировали посольство Эстонии в Москве.
•    Полдень 2 мая — в пресс-центре издания «Аргументы и факты» в Москве активисты сделали попытку напасть на посла Эстонии Марину Кальюранд. Попытку удалось предотвратить до появления милиции.
•    8 мая — Андрус Ансип, Яак Аавиксоо и Урве Пало принесли цветы к памятнику на Военном кладбище.
•    18 мая — последняя волна кибератак против Эстонии

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх