Родные павших воинов: мы как изгои

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Руководитель комитета «ВерЕСк» Вера Куровская своим долгом считает хоть чем-то помочь родителям и вдовам погибших в Афганистане воинов.
Руководитель комитета «ВерЕСк» Вера Куровская своим долгом считает хоть чем-то помочь родителям и вдовам погибших в Афганистане воинов. Фото: Пеэтер Ланговитс

15 февраля 1989 года был завершен вывод советских войск из Афганистана после войны, длившейся более девяти лет. На ней погибли 36 солдат и офицеров из Эстонии. Двадцать лет спустя родители и вдовы пытаются добиться у чиновников уважения к погибшим.

Если составить список этих 36 человек по датам гибели, то первым в нем значился бы лейтенант Андрей Якушев — он погиб в первый же день войны, 27 декабря 1979 года, во время штурма дворца Амина.



Среди солдат первым суждено было стать Игорю Азарову — он погиб 29 июня 1984 года. Александр Стельмащук — 7 июля 1985-го. Виталий Якута — 29 марта 1986-го. Роман Сидоренко — 31 октября 1987-го...



Единственный сын


Геннадий Сидоренко, отец жившего в поселке Румму Романа, отдал несколько лет жизни и неисчислимое количество сил, чтобы привлечь к суду тех, кто призывал и посылал на чуждую войну за пределы родного Отечества солдат срочной службы. Вопреки законам и Конституции СССР — убежден он. Конечно, ничего не добился, только нервы измотал.



У каждого из 36 — своя история гибели. Все они — страшные. В отдельных случаях такие, что невозможно слушать без содрогания. Такую жуткую смерть принял Виталий Якута. У Ольги Александровны он был единст­венным ребенком.



Когда в Таллинн прибыл гроб с телом Саши Стельмащука, она, предчувствуя материнским сердцем беду, поехала в Чирчик, где проходили подготовку солдаты перед отправкой в Афганистан. Стала умолять не отправлять туда единственного сына, помощь которого ей так нужна. И услышала в ответ: «Где родина прикажет, там и будет служить!»



Комитет семей погибших воинов «ВерЕСк» (Вера, Единство, Скорбь) объединяет большинство родителей и вдов погибших в Афганистане солдат и офицеров.


Работой комитета занимается сейчас Вера Куровская — в Афганистане 1 марта 1982 года погиб ее муж — прапорщик Виталий Куровский. Делом своей жизни сейчас она считает, чтобы хоть чем-то помочь своим товарищам по комитету.



«В Афганистан забирали лучших, и они выполнили свой долг — гражданский, военный, интернациональный, выполнили ценой жизни, мы рассчитывали на то, что и государство выполнит свой долг», — говорит Вера Куровская.



Зря ходили


По закону родственникам погибших в Афганистане воинов полагается небольшое пособие. Но добиться они ничего не могут, хотя уже дважды по требованию чиновников высылали все необходимые документы: где был призван, где служил, где погиб. В ответ — канцелярская отписка из Пенсионного фонда РФ.



Да и та пришла в конце декабря 2007 года. С тех пор — тишина. «Назначенное нам пособие мы посчитали бы как знак уважения к нашим сыновьям и мужьям, да и деньги совсем не лишние, ведь уход за могилами требует все больше средств», — заметила Куровская.



Особенно сложное положение у родителей военнослужащих срочной службы. «В отделе соцобслуживания Посольства РФ с нами даже разговаривать не желают», — посетовал Михаил Стельмащук.



Посчитав, что предстоящее 20-летие окончания вывода войск — подходящий повод для того, чтобы побеспокоить работников посольства и напомнить о себе, Вера Куровская, выяс­нив, что консул принимает в среду, пригласила несколько своих товарищей, и они пошли на прием.



Зря ходили, ждали — не было никакого приема. «Мы чувствуем себя какими-то изгоями», — сказала Куровская.

Комментарии
Copy
Наверх