Вопрос заключенного: почему меня не пускают в школу? (1)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тюрьма
Тюрьма Фото: Arvet Mägi / Virumaa Teataja

В редакцию портала Rus.Postimees обратился заключенный Вируской тюрьмы с жалобой на то, что тюремное начальство не пускает его учиться.

«Я записался в школу в прошлом году. Меня не пустили - сказали, что я должен освоить эстонский язык на уровне B2. Я пошел на курсы и теперь достаточно свободно говорю, понимаю и читаю по-эстонски. Несмотря на это, незадолго до первого сентября я случайно узнал, что в школу меня не берут», - рассказал Александр (имя по просьбе заключенного изменено, настоящее редакции известно).

За плечами у молодого человека несколько отсидок за воровство. Сейчас он отбывает срок за умышленное убийство. Александр утверждает, что на этот раз он твердо решил оставить прошлую жизнь позади, но, по его мнению, сделать этого ему не дают.

«Надо мной издеваются»

Причина, по которой Александра не отпускают в школу, - отказ от выполнения обязательных хозяйственных работ. Сам молодой человек объясняет это состоянием своего здоровья. В течение 15 лет он является носителем ВИЧ, кроме того, у него травмы обеих рук - на правой выбит сустав, левая была сломана и нуждается в операции. Из-за ВИЧ-инфекции он ежедневно вынужден принимать сильнодействующие препараты, после которых у него, по его словам, начинаются головокружения и слабость.

«Мне сказали, что я недостаточно чисто протер столы. Когда я объяснил, что мне просто больно работать, что у меня 70% инвалидность, у меня травма, мне сказали: «лижи стол языком». Это форменное издевательство», - возмущается он.

По заключению тюремных врачей, работать молодой человек все-таки может - не более часа в день, поднимая тяжести не более пяти килограммов. «Конечно, я могу работать, но я могу работать и менее вредным для меня путем», - считает Александр.

Работать западло?

Но не все так просто. Как следует из рассказа самого Александра, он отказывается протирать столы, потому что «не видит в этом смысла».

«Мне сказали, что каждый заключенный должен работать, но это законом не предусмотрено. Тогда мне предложили выйти хотя бы пару раз в коридор, чтобы показать им, что я могу убираться. А смысл? Я планирую поступить в институт на архитектора, как мне в этом поможет протирание столов? Они говорят: ты должен нам доказать, что ты не поддерживаешь местную субкультуру. Какая субкультура? Я хочу закончить среднее образование, а мне этого не дают».

А вот что говорит по поводу трудовой занятости заключенных пункт 1 статьи 38 Закона о тюремном заключении: «Тюрьма по возможности обеспечивает заключенного работой, учитывая его физические и психические возможности и умения. Если обеспечить арестанта работой невозможно, его направляют на выполнение тюремных хозяйственных работ». Освобождение от них можно получить, если врач подтвердит неспособность заключенного выполнять работы. У Александра такого заключения нет.

Но не проще ли протереть столы или пару раз убраться в коридоре и получить пропуск в школу? По мнению Александра, не проще: «Они потом начнут говорить сделать еще что-нибудь», - считает он.

Как сообщили Rus.Postimees в Министерстве юстиции, у всех арестантов в тюрьме есть обязанность работать, заключение о трудоспособности арестанта выносит врач. «Распределение работ координирует контактное лицо, которое отвечает за заключенного. В большинстве случаев здоровье арестантов позволяет выполнять незначительные работы по хозяйству», - рассказала пресс-секретарь министерства Мария-Элиза Туулик.

По ее словам, для каждого заключенного составляется индивидуальная программа исправления, рассчитанная на то, чтобы человек, выйдя из тюрьмы, мог интегрироваться в общество. «В соответствии с планом, разработанным для Александра, он прошел обучение эстонскому языку и выполнил социальную программу. Также его индивидуальный план предусматривает выполнение мелких хозяйственных работ, чтобы у заключенного выработалась привычка к труду», - подчеркнули в министерстве.

Кроме того, нам сообщили, что обучение Александра запланировано на 2017 год, поэтому утверждение о том, что его не пускают в школу, некорректно.

Заключенные учатся в школе по той же системе, что и на свободе. Учеба проходит в классе с обычными детьми. Занятия проходят в присутствии охранника.

Комментарии (1)
Copy
Наверх